Охлаждающие жидкости: характеристики, мифы, советы по выбору, все плюсы и минусы, цены.

Система охлаждения служит для поддержания определенного теплового режима работы двигателя, предотвращая как его чрезмерный перегрев, так и переохлаждение.

Видео

Охлаждающая жидкость для сандеро
Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Охлаждающая жидкость для сандеро

Фото

Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Охлаждающая жидкость рено сандеро
Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Рено сандеро охлаждающая жидкость
Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Охлаждающая жидкость для БМВ х3
Рено сандеро охлаждающая жидкость
Охлаждающая жидкость для рено сандеро

Цены

ТОСОЛ ОЖ40

27.50 руб.
 
Тосол А-40 (216,5л-230кг)
7 980 руб.
 
Тосол А-40MS
от 44 до 488 руб.
 
Тосол ОЖ-40
29 руб.
 
Тосол А-65MS
от 69 до 541 руб.
 
Тосол-А40М Стандарт 
550 руб.
 
Тосол Mорозoff 
280 руб.
 
Жидкость охлаждающая Teboil Glycold XLС, Канистра 1 л.
277 руб.

Новинки

Охлаждающая жидкость для рено сандеро степвей
Рено сандеро охлаждающая жидкость
Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Охлаждающая жидкость для сандеро
Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Охлаждающая жидкость для сандеро
Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Охлаждающая жидкость для рено сандеро

Своими руками

 Охлаждающая жидкость рено сандероДоброго времени суток друзья.Вот есть возможность коротко описать характеристики и классы охлаждающих жидкостей.Поехали!

Эффективность и надежность системы охлаждения в значительной степени зависит от качества применяемой охлаждающей жидкости.Охлаждающие жидкости состоят из смеси этиленгликоля или пропиленгликоля, воды, красителей и пакета присадок-ингибиторов коррозии.Именно технологией производства присадок и различаются охлаждающие жидкости разных производителей.Присадки могут быть антикоррозийными, антипенными, уменьшающие влияние на резину и т.д.
Охлаждающие жидкости делятся по технологиям производства и по классам.Введены также цвета, чтобы можно было различать жидкости разных классов.
Технологии производства:
традиционная-пакеты присадок на основе солей неорганических кислот:силикатов, нитритов, аминов, боратов, фосфатов;
карбоксилатная-на основе солей органических кислот;
гибридная, являющейся одной из разновидностей карбоксилатной(пакеты присадок на основе солей карбоновых кислот с незначительными добавками силикатов или фосфатов).
Классы охлаждающих жидкостей.
КЛАСС G11:Используется этиленгликоль, с небольшим пакетом присадок, за этим классом зафиксировали ЗЕЛЕНЫЙ и СИНИЙ цвет.Охлаждающая жидкость для рено сандеро
КЛАСС G12:Используется этиленгликоль и карбоксилатные соединения.За счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный, чем у G11.Наилучшим образом подходит для высокооборотных и температурно-нагруженных двигателей.За этим классом зафиксировали КРАСНЫЙ и ЛИЛОВЫЙ цвет.
КЛАСС G13:Используется полипропиленгликоль, это более экологичный продукт.За этим классом зафиксирован ОРАНЖЕВЫЙ цвет.
Также в двигателях применяют еще и концентрат, он предназначен только для приготовления охлаждающей жидкости путем разбавления с водой.В каком соотношении проводить разбавление, указывается изготовителем на этикетке.
P.S. ИНГИБИТОРЫ-Присадки, которые в смеси со смазочными материалами предотвращают или замедляют химические реакции, приводящие к окислению, коррозии или вспениванию.Ингибитор коррозии-присадка, применяемая в смазочных маслах для замедления или предотвращения коррозии от воды или других веществ.Ингибитор окисления-присадка для предотвращения или замедления окислительных процессов.
Спасибо за внимание!

Технические характеристики

 Охлаждающая жидкость - одна из главных функциональных жидкостей автомобиля наряду с моторным маслом, тормозной жидкостью и топливом. Пагубные последствия применения некачественной охлаждающей жидкости, как правило, проявляются не сразу, а через год-два, да и не каждый специалист сможет понять, что именно охлаждающая жидкость явилась причиной проблемы, возникшей в автомобиле. Что мы будем подразумевать под термином «некачественная охлаждающая жидкость».

Во-первых, это охлаждающие жидкости, не предназначенные для использования в автомобиле данного типа.
Во-вторых, это всевозможные тосолы и антифризы, никогда не проходившие испытаний у производителей автомобилей, не имеющие допуска к использованию в автомобилях хотя бы для одной модификации. Этими продуктами заставлены полки наших магазинов, а их использование связано с риском возникновения перечисленных ниже проблем.
Например, в сервисной документации на KIA Rio написано: «На основе этиленгликоля, совместимая с алюминием и медью, не содержащая боратов, фосфатов, аминов и силикатов.» {хотя писать про стандарт TL 774 C (G11) «не содержит силикатов» в корне неверно, в документации для таких ОЖ пишут: «не содержит нитриты, амины и фосфаты, также не содержит силикатов и боратов, способных выпадать в осадок» (прим. автора)}
 
О ЦВЕТЕ АНТИФРИЗА
Все антифризы и тосолы изначально бесцветны. (МЭГ - безцветная жидкость) Производители добавляют в них краситель лишь для придания «индивидуальности» и для отличия от других жидкостей. Количество красителя минимально - несколько граммов на тонну. Никакого отношения к свойствам антифриза его цвет не имеет и понятие совместимости весьма условно. Поэтому утверждения типа «красный антифриз лучше, чем зеленый» абсолютно беспочвенны. Не имеет никакого смысла и классификация антифризов по цвету: и карбоксилатные, и гибридные, и традиционные антифризы разного цвета могут поставляться в продажу. Обычно цвет антифриза является предметом договоренности между производителем и потребителем. Например, антифриз CoolStream Premium оранжевого цвета (с добавлением оранжевого красителя) производится для автозаводов Ford, г. Всеволожск, ЛиАЗ (автобусы с двигателями MAN), Hyuindai, г. Таганрог, KIA, г. Ижевск. Этот же антифриз поставляется желтого цвета для Volvo, г. Калуга, розового цвета - для GM-Opel, г. Санкт Петербург. В розничную продажу CoolStream Premium. поступает оранжевого цвета, как и для Ford.
 
ТИПЫ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ
Практически все современные автомобильные охлаждающие жидкости (антифризы) состоят из этиленгликоля, воды и присадок. В редких случаях вместо этиленгликоля используют менее токсичный пропилен-гликоль, но такие антифризы не получили распространения из-за дороговизны этого компонента и из-за ухудшения теплоотводящих свойств жидкости. Базовые компоненты - вода и этиленгликоль - составляют 93-97% объема жидкости, остальное - присадки. Именно присадки (пакет присадок) определяют «лицо» антифриза, его антикоррозионные и антикавитационные свойства, срок эксплуатации и стоимость; именно Охлаждающая жидкость для рено сандероприсадками отличаются друг от друга антифризы разных производителей: Total, Chevron, BASF, Arteco, Honeywell, Техноформ, «Тосол-Синтез» и так далее. Антифризы реализуются в виде концентратов либо в виде готовых к использованию жидкостей. Концентрат антифриза (иногда для него используется аббревиатура ОЖ-К) содержит только один базовый компонент - этиленгликоль. Предполагается, что воду потребитель добавит самостоятельно, а оптимальное соотношение концентрата и воды составляет для наших широт 50:50. Готовые к использованию жидкости уже содержат нужное количество деминерализованной воды и рассчитаны на температуру начала кристаллизации: -36°С по европейским стандартам либо -40°С (ОЖ-40) и -65°С (ОЖ-65) - по российским. По составу пакетов присадок современные антифризы делятся на три типа - карбоксилатные, гибридные и традиционные. Отдельную группу составляют специальные антифризы для «тяжело нагруженных» двигателей, устанавливаемых на карьерных грузовиках и бульдозерах. 
 
Карбоксилатные антифризы составляют элиту охлаждающих жидкостей, они считаются лучшими как по своим свойствам, так и по длительному сроку эксплуатации, отличаются от других технологией производства пакета присадок, основу которого составляют соли карбоновых кислот (карбоксилаты) и отсутствие неорганических присадок, характерных для традиционных антифризов. В технической литературе и в названиях антифризов встречаются следующие термины для обозначения карбоксилатных технологий:
• OAT (Organic Acid Technology),
• LLC (Long Life Coolant),
• XLC (extended Life Coolant),
• SNF (Silicate Nitrite Free),
• SF (Silicate Free),
• G12 (по спецификации VW TL 774D/F/G).
Лучшие образцы карбоксилатных антифризов, такие как Havoline XLC, CoolStream Premium, Glysantine G30, AWM G12, DcxCool, GlasElf Supra, Pre-stone, способны эксплуатироваться в течение длительного периода времени -не менее 5 лет, с пробегом 250 тысяч км в легковых и 650 тысяч км в грузовых автомобилях. Более того, Ford дает им срок эксплуатации 10 лет, a GM-Opel - бессрочно (fill for live).
 
Гибридные антифризы - тоже великолепные охлаждающие жидкости, однако срок их службы меньше, чем карбоксилатных - в среднем 3 года. В состав их пакетов присадок также входят соли карбоновых кислот и небольшие добавки силикатов (европейская технология) или фосфатов (японская и корейская технологии). В технической литературе гибридные антифризы обозначаются так:
• Hybrid Technology,
• NF (Nitrite Free),
• G11 (по спецификации VW TL 774C).
 
Традиционные антифризы - это так называемые неорганические технологии, в основном в настоящее время устаревшие. Пакеты присадок таких антифризов состоят из различных комбинаций неорганических веществ - силикатов, фосфатов, боратов, аминов, нитритов. А тему совместимости можно не комментировать ))) 
Использование силикатных антифризов запрещено в большинстве автомобилей зарубежного производства: Ford, GM, Hyundai-KIA, Volvo, VW и других. Запрета на использование в российских и китайских автомобилях пока нет. 
 
Охлаждающая жидкость выполняет две функции - это охлаждение двигателя (основная) и обогрев салона (вспомогательная). Она отводит примерно одну треть тепла, выделяемого в двигателе при сгорании топлива; еще одна треть тепла переходит в энергию движения. Остальное тепло уносится с выхлопом и тепловым излучением двигателя. Оптимальная температура работающего двигателя 85-90°С. Если в системе охлаждения снижена эффективность отвода тепла, начинается перегрев, приводящий на первых порах к увеличению расхода топлива и уменьшению мощности двигателя. Если двигатель, работая в обычном режиме, постоянно перегревается - это означает, что в системе охлаждения автомобиля появились серьезные проблемы. Вовремя не устранённыеОхлаждающая жидкость рено сандеро проблемы в работе системы охлаждения начнут отрицательно влиять на работу других систем, а срок службы двигателя заметно уменьшится. Перегрев двигателя зачастую вызван некачественной охлаждающей жидкостью и дефектами, возникновение которых она провоцирует.
 
КОРРОЗИЯ
Наиболее частым дефектом, связанным с использованием охлаждающей жидкости, является коррозия металлов, с которыми эта жидкость контактирует. Коррозионный слой (ржавчина) на стенках каналов двигателя и радиатора становится изолятором тепла, так как имеет теплопроводность примерно в 50 раз меньшую, чем металл. Возникает следующая причинно-следственная связь: двигатель хуже отдаст тепло, радиатор хуже его принимает, двигатель и охлаждающая жидкость перегреваются, отвод тепловой энергии происходит при повышенных температурах. Проблема усугубляется тем, что коррозионный слой сужает каналы радиатора, которые и без того узкие, и увеличивает их гидравлическое сопротивление (гладкая прежде поверхность становится шершавой). Это ведет к уменьшению скорости движения охлаждающей жидкости и дополнительному перегреву. 
ОСАДКИ
Другой дефект - выпадение осадков (нерастворимых частиц) из самой жидкости. Наиболее опасны побочные эффекты работы антифризов с высоким содержанием силикатов. Силикаты осаждаются на поверхности металлов в виде нерастворимого слоя, что так же, как и слой ржавчины, ведет к перегреву двигателя. {Использование силикатных антифризов запрещено в автомобилях Hyundai-KIA.}
КАВИТАЦИЯ
Еще одним серьезным дефектом, вызываемым некачественной охлаждающей жидкостью, является кавитационная эрозия, или, как ее чаще называют, - кавитация. Физическое явление кавитации - это образование и схлопывание пузырьков пара в жидкости, находящейся в состоянии, близком к кипению. Когда пузырьки схлопываются длительное время вблизи металлической поверхности, из нее высекаются микрочастицы металла и поверхность покрывается язвами (ямками) - подвергается эрозии. Обычно кавитационная эрозия начинается с небольших ямок, затем эти ямки разрастаются, углубляются, объединяются в «овраги». В предельном случае кавитация может «продырявить» и даже полностью «испарить» части металлической детали. От кавитации также страдает рабочее колесо помпы, причем и в грузовых, и в легковых автомобилях. Здесь кавитация (образование и схлопывание пузырьков) возникает на концах лопастей за счет уменьшения давления при повышении скорости. Эти пузырьки «съедают» края лопастей и даже все рабочее колесо помпы целиком. Приходится заменять весь узел. Лучшие современные антифризы имеют в своем составе компоненты (пакеты присадок), способные уменьшить разрушительное влияние кавитации в десятки раз, продлевая срок службы двигателя и помпы.
ТРЕЩИНЫ
Остальные дефекты, возникающие в системе охлаждения автомобиля: трещины в патрубках и в расширительном бачке, протечки в соединениях - вызваны, как правило, не низким качеством ОЖ, а низким качеством резины и пластмассы или их естественным старением.
 
Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Охлаждающая жидкость состоит из воды, антифриза, специальных присадок (ингибиторов коррозии), предохраняющих систему Охлаждающая жидкость для рено сандероохлаждения двигателя внутреннего сгорания от коррозионных процессов и саму жидкость от термохимического разрушения, и смазывающих материалов для насоса системы охлаждения (помпы). Антифризом называется соединение, при смешивании которого с водой понижается температура замерзания смеси. Антифризами являются практически все водные растворы неорганических солей (хлористый натрий, калий, кальций), анилин, спирты, глицерин, гликоли, целлозольвы, карбитолы и др.
В настоящее время применяются в основном охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля. Этиленгликоль разбавляют водой в следующих пропорциях (этиленгликоль: вода) 1:1, 2:3, либо 1:2. Пропиленгликолевые антифризы менее токсичны, но их производство обходится дороже, и они имеют меньшую температуру кипения. Все этиленгликолевые ОЖ по качеству отличаются друг от друга только набором (или отсутствием) необходимых присадок и степенью разбавления водой. Охлаждающие жидкости на основе гликоля очень ядовиты при приёме внутрь. Поскольку они сладкие на вкус, наиболее подвержены риску отравления дети и домашние питомцы. В США, например, на территории нескольких штатов обязали производителей добавлять в антифриз горькие вкусовые добавки. При отравлении гликолевый антифриз воздействует на центральную нервную систему, вызывая потерю координации, слабость, рвоту. Одним из лучших антифризов является 40° этиловый спирт, распространения которого в таком качестве не произошло из-за высокой стоимости и воспламеняемости.

 Охлаждающие жидкости: аргументы и факты

 Рено сандеро охлаждающая жидкостьКакие проблемы могут возникнуть из-за некачественной охлаждающей жидкости? Постановка этого вопроса и ответы на него очень важны, поскольку в России, к сожалению, присутствует лишь поверхностное, а иногда превратное представление об охлаждающих жидкостях.

 
Охлаждающая жидкость – одна из главных функциональных жидкостей автомобиля наряду с моторным маслом, тормозной жидкостью и топливом. Однако у многих российских автомобилистов исторически сложилось небрежное отношение к охлаждающей жидкости, вызванное недооценкой или непониманием ее значения. Пагубные последствия применения некачественной охлаждающей жидкости, как правило, проявляются не сразу, а через год-два с того момента, как она была залита в систему. Да и не каждый специалист сможет понять, что именно охлаждающая жидкость явилась причиной проблемы, возникшей в автомобиле. Приступая к изложению, предлагаю определиться, что мы будем подразумевать под термином «некачественная охлаждающая жидкость». Во-первых, это всевозможные тосолы и антифризы, никогда не проходившие испытаний у производителей автомобилей, не имеющие допуска к использованию в автомобилях хотя бы для одной модификации. Этими продуктами заставлены полки наших магазинов, а их использование связано с риском возникновения перечисленных ниже проблем. Во-вторых, это охлаждающие жидкости, не предназначенные для использования в автомобиле данного типа. Например, в сервисной документации на Volkswagen Golf 5 2004 сказано, что заливать можно только антифриз, соответствующий спецификации VW TL 774F (G12+). Это означает, что если вы зальете какой-либо другой антифриз, то как минимум автомобиль снимут с гарантии, а максимум – с автомобилем могут возникнуть серьезные проблемы, за которые производитель ответственности нести не будет. В этом смысле все антифризы, не проходящие по спецификации компании Volkswagen TL 774F (G12+), будут являться для данного автомобиля «некачественными». Ниже рассмотрим, что означает допуск (одобрение) на применение и соответствие антифриза автомобильной спецификации.
 
ПЕРЕГРЕВ
 
Охлаждающая жидкость (ОЖ) выполняет две функции – это охлаждение двигателя и обогрев салона. Она отводит примерно одну треть тепла, выделяемого в двигателе при сгорании топлива; еще одна треть тепла переходит в энергию движения. Остальное тепло уносится с выхлопом и тепловым излучением двигателя. Оптимальная температура работающего двигателя 85–90°С. Если в системе охлаждения снижена эффективность отвода тепла, начинается перегрев, приводящий на первых порах к увеличению расхода топлива и уменьшению мощности двигателя. Если двигатель, работая в обычном режиме, постоянно перегревается или даже «кипит», – это означает, что в системе охлаждения автомобиля появились серьезные проблемы. Если их вовремя не устранить, то они начнут отрицательно влиять на работу других систем, а срок службы двигателя уменьшится в 2–3 раза. Перегрев двигателя в подавляющем большинстве случаев вызван некачественной охлаждающей жидкостью и дефектами, возникновение которых она провоцирует.
 
КОРРОЗИЯ
 
Наиболее частым дефектом, связанным с использованием охлаждающей жидкости, является коррозия металлов, с которыми эта жидкость контактирует. Коррозионный слой (ржавчина) на стенках каналов двигателя и радиатора становится изолятором тепла, так как имеет теплопроводность примерно в 50 раз меньшую, чем металл. Возникает следующая причинно-следственная связь: двигатель хуже отдает тепло, радиатор хуже его принимает, двигатель и охлаждающая жидкость перегреваются, отвод тепловой энергии происходит при повышенных температурах. Проблема усугубляется тем, что коррозионный слой сужает каналы радиатора, которые и без того узкие, и увеличивает их гидравлическое сопротивление (гладкая прежде поверхность становится шершавой). Это ведет к уменьшению скорости движения охлаждающей жидкости и дополнительному перегреву. Перегрев и неравномерное тепловое расширение цилиндров, вызванное коррозией, приводит к деформации маслосъемных колец. Моторное масло начинает попадать в выхлопные газы, а выхлопные газы – в масло. Некачественная охлаждающая жидкость становится причиной почернения и ускоренного «срабатывания» моторного масла. Из-за продуктов коррозии (частиц ржавчины), находящихся в охлаждающей жидкости, может заклинить термостат, разрушиться рабочее колесо помпы, протечь ее подшипник, засориться радиатор и даже каналы двигателя. В предельном случае запущенная коррозия может «съесть» радиатор или головку блока цилиндров до дыр. Поэтому, если в расширительном бачке автомобиля замечена «ржавая муть», необходимо срочно менять антифриз и промывать систему охлаждения.
 
ОСАДКИ
 
Другой дефект – выпадение осадков (нерастворимых частиц) из самой жидкости. Наиболее опасны так называемые силикатные антифризы с высоким содержанием силикатов – соединений кремния. Силикаты осаждаются на поверхности металлов в виде нерастворимого слоя, что так же, как и слой ржавчины, ведет к перегреву двигателя.
 
 
 
 
 
 
КАВИТАЦИЯ
 
Еще одним серьезным дефектом, вызываемым некачественной охлаждающей жидкостью, является кавитационная эрозия, или, как ее чаще называют, – кавитация. Физическое явление кавитации – это образование и схлопывание пузырьков пара в жидкости, находящейся в состоянии, близком к кипению. Мы все можем увидеть кавитацию в момент закипания воды в чайнике и услышать ее как гудение чайника – звук схлопывающихся пузырьков. Когда пузырьки схлопываются длительное время вблизи металлической поверхности, из нее высекаются микрочастицы металла и поверхность покрывается язвами (ямками) – подвергается эрозии. Обычно кавитационная эрозия начинается с небольших ямок, затем эти ямки разрастаются, углубляются, объединяются в «овраги». В предельном случае кавитация может «продырявить» и даже полностью «испарить» части металлической детали. В больших двигателях (с «мокрыми» гильзами), которые устанавливаются на грузовики и автобусы, кавитация гильз является одной из главных проблем, влияющих на срок службы двигателя. При поперечных колебаниях гильзы, вызванных движением поршня, в окружающей жидкости возникают волны разрежения и сжатия. Нагретая жидкость постоянно вскипает и прекращает кипеть при понижении и повышении давления. Это провоцирует кавитационную эрозию гильзы, разрушая последнюю. Для двигателя разрушение гильз означает капитальный ремонт или «билет на свалку». От кавитации также страдает рабочее колесо помпы, причем и в грузовых, и в легковых автомобилях. Здесь кавитация (образование и схлопывание пузырьков) возникает на концах лопастей за счет уменьшения давления при повышении скорости. Эти пузырьки «съедают» края лопастей и даже все рабочее колесо помпы целиком. Приходится заменять весь узел. Лучшие современные антифризы имеют в своем составе компоненты (пакеты присадок), способные уменьшить разрушительное влияние кавитации в десятки раз, продлевая срок службы двигателя и помпы.
 
РАЗМОРАЖИВАНИЕ, ТРЕЩИНЫ
 
Остальные дефекты, возникающие в системе охлаждения автомобиля: трещины в патрубках и в расширительном бачке, протечки в соединениях – вызваны, как правило, не низким качеством ОЖ, а низким качеством резины и пластмассы или их естественным старением. «Размораживание» системы в зимнее время – это отдельный вопрос, который будет обсуждаться ниже.
 
ТИПЫ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ
 
Все современные автомобильные охлаждающие жидкости (антифризы) состоят из этиленгликоля, воды и присадок. В редких случаях вместо этиленгликоля используют менее токсичный пропиленгликоль, но такие антифризы не получили распространения из-за дороговизны этого компонента и из-за ухудшения теплоотводящих свойств жидкости. Базовые компоненты – вода и этиленгликоль – составляют 93–97% объема жидкости, остальное – присадки. Именно присадки (пакет присадок) определяют «лицо» антифриза, его антикоррозионные и антикавитационные свойства, срок эксплуатации и стоимость; именно присадками отличаются друг от друга антифризы разных производителей: Total, Chevron, BASF, Arteco, Honeywell, Техноформ, «Тосол-Синтез» и так далее. Антифризы реализуются в виде концентратов либо в виде готовых к использованию жидкостей. Концентрат антифриза (иногда для него используется аббревиатура ОЖ-К) содержит только один базовый компонент – этиленгликоль. Предполагается, что воду потребитель добавит самостоятельно, а оптимальное соотношение концентрата и воды составляет для наших широт 50:50. Готовые к использованию жидкости уже содержат нужное количество деминерализованной воды и рассчитаны на температуру начала кристаллизации: –36°С по европейским стандартам либо –40°С (ОЖ-40) и –65°С (ОЖ-65) – по российским. По составу пакетов присадок современные антифризы делятся на три типа – карбоксилатные, гибридные и традиционные. Отдельную группу составляют специальные антифризы для «тяжело нагруженных» двигателей, устанавливаемых на карьерных грузовиках и бульдозерах. Карбоксилатные антифризы составляют элиту охлаждающих жидкостей, они считаются лучшими как по своим свойствам, так и по длительному сроку эксплуатации. С конца 90-х годов их используют большинство мировых автозаводов для первой заправки автомобилей, а также в сервисных центрах при техническом обслуживании. Кстати, упомянутая в начале статьи спецификация VW TL 774F (G12+) относится к карбоксилатным антифризам. С удовлетворением можно отметить, что российские автозаводы КамАЗ, ЛиАЗ, АвтоВАЗ (с переменным успехом) начали с 2005–2006 гг. использовать карбоксилатные антифризы. Безусловно, практически все сборочные производства «российских» иномарок (Ford, Renault, GM-Opel, Hyundai, KIA, Chevrolet, Volvo, Fiat) также используют карбоксилатные антифризы. Карбоксилатные антифризы отличаются от других технологией производства пакета присадок, основу которого составляют соли карбоновых кислот (карбоксилаты). В технической литературе и в названиях антифризов встречаются следующие термины для обозначения карбоксилатных технологий:
 
• OAT (Organic Acid Technology),
 
• LLC (Long Life Coolant),
 
• XLC (eXtended Life Coolant),
 
• SNF (Silicate Nitrite Free),
 
• SF (Silicate Free),
 
• G12 (по спецификации VW TL 774D).Охлаждающая жидкость для рено сандеро
 
Принципиальное отличие карбоксилатной технологии от других состоит в том, что в ней отсутствуют неорганические присадки, характерные для традиционных антифризов. Лучшие образцы карбоксилатных антифризов, такие как Havoline XLC, CoolStream Premium, Glysantine G30, AWM G12, DexCool, GlasElf Supra, Prestone, способны эксплуатироваться в течение длительного периода времени – не менее 5 лет, с пробегом 250 тысяч км в легковых и 650 тысяч км в грузовых автомобилях. Более того, Ford дает им срок эксплуатации 10 лет, а GM-Opel – бессрочно (fill for life).
 
Гибридные антифризы – тоже великолепные охлаждающие жидкости, однако срок их службы меньше, чем карбоксилатных – в среднем 3 года. В состав их пакетов присадок также входят соли карбоновых кислот и небольшие добавки силикатов (европейская технология) или фосфатов (японская и корейская технологии). В технической литературе гибридные антифризы обозначаются так: • Hybrid Technology, • NF (Nitrite Free), • G11 (по спецификации VW TL 774C).
 
ТYXi^z^[bbdf Xb`^gY^hd – это так называемые неорганические технологии, в основном в настоящее время устаревшие. Пакеты присадок таких антифризов состоят из различных комбинаций неорганических веществ – силикатов, фосфатов, боратов, аминов, нитритов. Уже в 90-х годах они перестали представлять собой научную и коммерческую тайну, их составы публиковались в открытой печати (например, SAE Technical Paper Series, 900804, 1990). Сегодня они используются в старых моделях автомобилей и в автомобилях, отслуживших свой срок. К традиционным антифризам относится наш классический тосол А40, разработанный 40 лет назад, и всевозможные «вариации на тему тосола» – антифризы с названиями «Тосол Север», «Тосол Феликс», «Тосол Торса» и тому подобное. Большинство антифризов, выпускаемых в России, также относится к традиционному типу. Как правило, это так называемые силикатные антифризы и тосолы, то есть жидкости, содержащие соединения кремния (силикаты) в сочетании с перечисленными выше неорганическими присадками. Основной недостаток силикатных антифризов – малый срок эксплуатации, не более 60 тысяч км пробега, и возможность выпадения силикатных гелей (сгустков), силикатных осадков, нарушающих тепловой отвод. Силикатные антифризы также не защищают от кавитации. Использование силикатных антифризов запрещено в большинстве автомобилей зарубежного производства: Ford, GM, Hyundai-KIA, Volvo, VW и других. Запрета на использование в российских и китайских автомобилях пока нет.
 
ЧТО ТАКОЕ ДОПУСК НА ПРИМЕНЕНИЕ И СООТВЕТСТВИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ СПЕЦИФИКАЦИИ?
 
Все серьезные компании, производящие автомобили, имеют спецификации (перечень требований) на охлаждающие жидкости. Приведу примеры спецификаций:
 
• Ford WSS-M97B44-D,
 
• Hyundai-KIA MS 591-08,
 
• Volkswagen TL 774C (G11),
 
• F (G12+),
 
• G (G12++),
 
• H (G12+++),
 
• АвтоВАЗ ТТМ 5.97.1172-2005.
 
В них перечислены тесты, которые должна успешно выдержать охлаждающая жидкость (антифриз), претендующая на право быть заправленной в охлаждающие системы автомобилей этих компаний. Соответствие спецификации автомобильной компании означает, что данный продукт успешно прошел все перечисленные в ней испытания, и результаты были официально зарегистрированы в протоколах, отчетах или других документах. Производитель антифриза получает в форме документа – сертификата или письма – допуск (одобрение) на использование этого продукта в автомобиле данной модификации. Антифриз включают в списки одобренных жидкостей, в сервисные книжки, химмотологические карты и так далее. Такие списки одобренных жидкостей имеют российские автозаводы – АвтоВАЗ, КамАЗ, ЛиАЗ, ЯМЗ, их можно увидеть в автомобильной документации, в сервисных книжках. Иностранные автозаводы часто размещают списки одобренных функциональных жидкостей (антифризов, масел, тормозных жидкостей) на своих веб-сайтах. Испытания проводит сам производитель автомобилей или доверенная компания. Перечень тестов состоит из комплекса лабораторных, стендовых и ходовых испытаний. Проведение испытаний – процедура долгая и дорогостоящая, не всякий производитель (разработчик) антифриза сможет оплатить такую работу. Например, спецификация Ford WSSM97B44D предполагает ходовые испытания на 12 автомобилях в объеме 100 тысяч миль (160 тысяч км). У АвтоВАЗа требования легче – 35 тысяч км на 5 автомобилях. У производителей автомобилей есть свои пристрастия к антифризам. Так, Ford, GM, Renault, Opel, PSA, японские и корейские фирмы предпочитают карбоксилатные антифризы. BMW и Chrysler используют только гибридные антифризы. Mercedes, Volkswagen (включая Audi, Seat, Skoda), MAN, Deutz допускают и карбоксилатные, и гибридные антифризы – в зависимости от модели автомобиля и двигателя.
 
Предостережение. Многие российские производители антифризов и тосолов пишут на этикетках своих канистр, что их продукт соответствует требованиям (спецификациям) автопроизводителей. Далее приводится «джентльменский набор» Audi, Ford, BMW, GM, VW, Nissan, Toyota, АвтоВАЗ и так далее – в зависимости от вкусов и «аппетита» производителя антифриза. Иногда в названиях используют символику G11 и G12 с претензией на соответствие спецификации Volkswagen. Как правило, это всего лишь рекламный трюк. Стоит узнать, имеет ли данный антифриз (тосол) хотя бы один допуск. Добросовестный производитель указывает на этикетках не мифическое «соответствие требованиям», а наличие допусков.
 
О ЦВЕТЕ АНТИФРИЗА
 
Все антифризы и тосолы изначально бесцветны. Производители добавляют в них краситель лишь для придания «индивидуальности» и для отличия от других жидкостей. Количество красителя минимально – несколько граммов на тонну. Никакого отношения к свойствам Охлаждающая жидкость для БМВ х3антифриза его цвет не имеет. Поэтому утверждения типа «красный антифриз лучше, чем зеленый» абсолютно беспочвенны. Не имеет никакого смысла и классификация антифризов по цвету: и карбоксилатные, и гибридные, и традиционные антифризы разного цвета могут поставляться в продажу. Обычно цвет антифриза является предметом договоренности между производителем и потребителем. Например, антифриз CoolStream Premium оранжевого цвета (с добавлением оранжевого красителя) производится для автозаводов Ford, г. Всеволожск, ЛиАЗ (автобусы с двигателями MAN), Hyuindai, г. Таганрог, KIA, г. Ижевск. Этот же антифриз поставляется желтого цвета для Volvo, г. Калуга, розового цвета – для GM-Opel, г. Санкт Петербург. В розничную продажу CoolStream Premium поступает оранжевого цвета, как и для Ford.
 
О ТОСОЛЕ
 
Тосол был разработан в конце 60-х годов в закрытом институте ГосНИИОХТ, в отделе, называвшемся тогда ТОС (Технология Органического Синтеза). Отсюда название продукта – ТОСол – оригинальное и благозвучное. Его так называемая нитритно-боратная (традиционная) технология производства была весьма непроста. Тосол выпускался только на государственных предприятиях, он прошел многочисленные испытания, получил соответствующие допуски на применение и был отличной охлаждающей жидкостью для своего времени. Широко раскрученная в СССР торговая марка «Тосол» не была защищена авторскими правами, поэтому в постперестроечное время под названием тосол стали производить (и до сих пор производят) совершенно другие охлаждающие жидкости с более дешевыми пакетами присадок. По моему убеждению, эти «новоиспеченные» тосолы нанесли смертельный удар по престижу российских автомобилей. Они в разы уменьшали эксплуатационный ресурс двигателей, вообще говоря, неплохих, но мало кто связывал такое уменьшение с низким качеством охлаждающей жидкости. Такие тосолы вызывали проблемы, о которых говорилось выше. Кроме того, они скомпрометировали хороший продукт и торговую марку. Справедливости ради надо сказать, что отдельные «экземпляры» тосолов представляют собой нормальные охлаждающие жидкости, имеющие допуски от российских автозаводов. Список таких «пригодных» тосолов с указанием их производителя можно найти в сервисных книжках автомобилей ВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, хотя он и состоит всего из трех позиций. Все остальные продукты, которые не упомянуты в сервисных книжках или в документации автозаводов, никогда не проходили (или не сумели успешно пройти) эксплуатационные испытания на автомобилях по методике автозаводов. Их использование может привести (и приводит) к плачевным последствиям. В заключение отметим, что настоящий «Тосол АМ» должен выпускаться по ТУ 6-56-95-96 и регламенту, утвержденному институтом-разработчиком ГосНИИОХТ.
 
О ГОСТЕ 28084-89 «ЖИДКОСТИ ОХЛАЖДАЮЩИЕ НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩИЕ»
 
ГОСТ 28084-89 – это единственный стандарт на охлаждающие жидкости, пришедший к нам из СССР, неполный, во многом устаревший, но пока не отмененный. Система государственного стандарта, к сожалению, не может привести этот документ в соответствие с требованиями современных автомобилей. Кстати, в России нет государственных стандартов ни на тормозную, ни на стеклоомывающую жидкости. ГОСТ 28084-89 в основной своей части повторяет американский стандарт на охлаждающие жидкости ASTM D3306. В отличие от ASTM, в ГОСТе отсутствует наиболее принципиальная и трудоемкая часть – стендовые испытания, а также изменены нормативы некоторых показателей. ГОСТ был полезен для своего времени (70–80-х – начала 90-х годов), когда в стране производилась фактически только одна охлаждающая жидкость тосол А-40 и ее менее удачная модификация тосол А-40М. Он устанавливал четкие правила (методики) проведения лабораторных замеров охлаждающей жидкости как на предприятиях-изготовителях, так и у потребителей тосола. Главным недостатком ГОСТа является его неполнота. Он определяет только лабораторные испытания, тогда как полный цикл испытаний включает в себя последующие стендовые и, главным образом, эксплуатационные испытания на реальных автомобилях. Такие стендовые и эксплуатационные испытания проводят все производители автомобилей, включая наши АвтоВАЗ, КамАЗ. В России, и тем более за рубежом, нет ни одного производителя автомобилей, который разрешал бы применение в автомобилях ОЖ только по признаку его соответствия ГОСТу. Другим недостатком ГОСТа является несоответствие норматива на показатель «щелочность» реалиям сегодняшнего дня. Требование ГОСТа, что щелочность охлаждающей жидкости должна быть «не менее 10» справедливо лишь для традиционных антифризов, где величина этого показателя характеризует концентрацию «щелочных ингибиторов» – боратов и фосфатов. Для современных карбоксилатных и гибридных антифризов, не содержащих ни боратов, ни фосфатов, показатель щелочности утратил смысл: в спецификациях на эти жидкости он никак не нормируется. На практике известны случаи, когда жидкости, соответствующие ГОСТу, оказывались совершенно непригодными для автомобилей и, наоборот, лучшие мировые образцы современных антифризов этому ГОСТу не соответствуют по показателю щелочности.
 
О ТЕМПЕРАТУРЕ ЗАМЕРЗАНИЯ АНТИФРИЗА И «РАЗМОРАЖИВАНИИ» ДВИГАТЕЛЯ
 
В отличие от воды, водно-этиленгликолевый раствор и, соответственно, антифриз замерзает в несколько этапов. Вода замерзает «мгновенно» (разумеется, не по времени, а по температуре), то есть при 0°С это еще жидкость, а при минус 1°С – уже лед. Антифриз замерзает постепенно: в процессе охлаждения при некоторой отрицательной температуре в жидкости начинают образовываться кристаллы. Затем, при дальнейшем охлаждении жидкости, кристаллов в ней становится все больше (это состояние называется шуга, по-английски – slush ice, что-то наподобие манной каши), и, наконец, при некоторой более низкой конечной температуре эта самая шуга затвердевает. Начальная температура образования первого кристалла называется температурой начала кристаллизации (англ. – freezing point). Конечная температура перехода из жидкого в твердое состояние называется температурой потери текучести, или температурой застывания (англ. – pour point). Для антифризов ОЖ-40, которыми обычно пользуются автомобилисты, разница между freezing point и pour point составляет около 10°С. То есть антифриз, который начинает кристаллизоваться при минус 40°С, затвердеет лишь при минус 50°С. В промежутке между минус 40°С и минус 50°С он будет находиться в состоянии «манной каши» – более или менее густой. В России при описании и тестировании антифризов обычно пользуются «температурой начала кристаллизации», благодаря тому что именно этот показатель описан в нашем единственном нор мативном документе ГОСТ 28084-89. Однако в Европе чаще используют понятие «температура защиты от замерзания» (англ. – frost protection level). Она определяется как среднее арифметическое между температурой начала кристаллизации и температурой застывания. Думаю, именно frost protection level наиболее адекватно характеризует температуру замерзания антифриза, так как это середина фазового перехода из жидкости в твердое тело. Здесь необходимо отметить еще один принципиальный момент. В отличие от воды, которая при замерзании расширяется в объеме на 8% и «рвет» трубы, антифриз при замерзании не размораживает двигатель. Водно-этиленгликолевый раствор при переходе из жидкости в твердую фазу не расширяется, точнее – его расширение составляет менее 1%. Это относится к антифризам с содержанием концентрата антифриза (ОЖ-К) не менее 30%. Таким образом, при наступлении сильных холодов не следует опасаться каких-либо серьезных последствий (трещин или протечек) от антифриза, замерзшего в автомобиле. Антифриз превратится в застывшую «манную кашу», а при ослаблении холодов (или если все же удастся завести двигатель на морозе) снова станет жидким. На сборочных производствах «российских» иномарок, например Ford, г. Всеволожск и Renault, г. Москва, концентрат антифриза разбавляют водой 50:50. Это соответствует температуре начала кристаллизации минус 37°С и обеспечивает защиту от замерзания до минус 42°С. Такого антифриза достаточно для всех широт России, включая Заполярье.
 
АНТИФРИЗЫ ДЛЯ «ТЯЖЕЛО НАГРУЖЕННЫХ» ДВИГАТЕЛЕЙ
 
Под «тяжело нагруженными» двигателями (heavy duty engines) подразумеваются двигатели большой мощности, которые устанавливаются на тяжелые и карьерные грузовики, бульдозеры, экскаваторы, тепловозы, морские суда. Основная проблема в этих двигателях, вызываемая охлаждающими жидкостями, – кавитация гильз. В соответствии с этим производители тяжелых двигателей предъявляют очень жесткие требования к антифризам, главное из которых – способность противостоять кавитации. Единых требований к антифризам у производителей тяжелой техники нет, за исключением, пожалуй, одного: антифриз не должен быть силикатным. Известно, что силикатные антифризы не обеспечивают защиты от кавитации. Практически все производители допускают использование карбоксилатных фирменных антифризов, хотя и с некоторыми нюансами. Так, Caterpillar рекомендует использовать свой фирменный карбоксилатный антифриз CAT ELC, но разрешает также применение других антифризов по стандартам ASTM D4985 и ASTM D6210. MTU и Komatsu используют карбоксилатные антифризы, имеющие допуск от этих компаний. Cummins рекомендует свой фирменный антифриз Fleetguard, но разрешает также использование других антифризов по стандарту ASTM D6210. В любом случае надо строго соблюдать рекомендации производителя – слишком велики риск и конечные затраты.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Выбор антифриза – очень важный вопрос, так как от него зависит долговечность и надежность работы автомобиля. При этом стоит соблюдать следующие правила:
 
• использовать антифриз, имеющий допуск от производителя данного автомобиля, лучше – такой же, какой был залит на автозаводе;
 
• если нет возможности выполнить предыдущий пункт, следует выбирать антифриз такого же типа, как рекомендованный для вашего автомобиля, обязательно имеющий допуск от других автомобильных компаний;
 
• необходимо проверять информацию на этикетке канистры о наличии допусков. Посмотрите сервисную книжку, автомобильную документацию, веб-сайты производителя автомобиля и производителя антифриза. 

 Мифы об охлаждающих жидкостях.

 Миф 1. О Тосоле.

 
Когда вы заходите в магазин автомобильных запчастей, то можете увидеть на витрине множество различных «Тосолов», которые отличаются друг от друга этикеткой, названием, номером Технических Условий, предприятием-изготовителем. В настоящее время в России встречается более ста разновидностей таких «Тосолов». Неискушенный покупатель думает, что все эти жидкости являются тем самым Тосолом, который он знает с детства, однако это всего лишь миф. На самом деле эти «Тосолы» не имеют отношения к первоначальному, настоящему Тосолу, который выпускался в СССР и был практически единственной и очень дефицитной охлаждающей жидкостью.
 
Тосол (точное название — Антифриз «Тосол-А», впоследствии Антифриз «Тосол-АМ») был разработан в конце 60-х годов в закрытом институте ГосНИИОХТ, в отделе, называвшемся ТОС (Технология Органического Синтеза). Отсюда название продукта — ТОСол — оригинальное и благозвучное. Подчеркнем, что «Тосол» — имя собственное, это название конкретного антифриза, а не термин для обозначения автомобильной охлаждающей жидкости. Тосол выпускался только на государственных предприятиях со строгим соблюдением утвержденной технологии. Он прошел многочисленные испытания на советской автомобильной технике, получил соответствующие допуски на применение и был отличной охлаждающей жидкостью, соответствующей требованиям того времени. Известно, что рекомендуемый срок эксплуатации Тосола составлял (для автомобилей того времени) один-три года или 60 тысяч километров пробега. Под него даже был разработан государственный стандарт ГОСТ 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», 1989 года выпуска.
 
Однако в 90-х годах государственные предприятия СССР по известным причинам перестали выпускать многие виды продукции, в том числе и Тосол. На их место пришли многочисленные мелкие предприятия, которые стали производить под названием Тосол совершенно другие жидкости, по другой технологии и рецептуре. Государственные научные институты тоже перестали заниматься разработкой новых охлаждающих жидкостей. Появились химики-индивидуалы, которые стали изобретать новые дешевые рецептуры и предлагать их за умеренную плату. Такие предложения встречаются до сих пор, например, от имени так называемой «ассоциации производителей Тосола». Фактически это другие, быть может, неплохие охлаждающие жидкости, но это не Тосол, а его подделки.
 
Примечание. Кстати, чтобы «изобрести» новую рецептуру «Тосола» необязательно быть химиком. Достаточно «надергать» какую-нибудь композицию из опубликованных патентов и для верности изготовить образец у себя на кухне. Или проще: порыться в литературе и найти готовую рецептуру, которая, правда, утратила свою актуальность и перестала быть коммерческой тайной. Так, например, отличные, но устаревшие, боратная и фосфатная рецептуры «традиционных охлаждающих жидкостей», которые вполне можно выдать за новый Тосол, опубликованы в журнале «SAE Technical Paper Series, 900804, 1990».
 
Широко «раскрученная» в СССР торговая марка «Тосол» не была защищена авторскими правами, поэтому любой производитель мог назвать Тосолом (и до сих пор называет) свою, совершенно другую охлаждающую жидкость. Правильное название для таких подделок — суррогат, от латинского слова «surrogatus», что означает «поставленный вместо».
 
В нашем языке слово «суррогат» имеет негативный оттенок. Считается, что суррогат — это не только подделка, но и подделка низкого качества. Действительно, среди подделок Тосола встречаются негодные охлаждающие жидкости, которые выводят из строя и двигатели, и радиаторы, об этом писали многие автомобильные журналы. Такие суррогаты, по моему убеждению, нанесли смертельный удар по престижу российских автомобилей. Они в разы уменьшали эксплуатационный ресурс двигателей, вообще говоря, неплохих, но мало кто связывал такое уменьшение с низким качеством охлаждающей жидкости. Кроме того, они скомпрометировали хороший продукт и торговую марку «Тосол».
 
Часто приходится слышать от производителей Тосолов, что слово «Тосол» в названии своей продукции они употребляют вместо слова ОЖ (ОЖ — Охлаждающая Жидкость), так как наш народ привык называть все охлаждающие жидкости Тосолом. Однако это всего лишь уловка для оправдания бесцеремонного использования чужого бренда «Тосол» при продвижении своих продаж без вложений в рекламу. Для сравнения, наш народ привык называть все копировальные аппараты «Ксероксами», а все автомобили-внедорожники «Джипами». Но никогда «Canon» не назовет свой копировальный аппарат «Ксерокс» и никогда «Ford» не назовет свой внедорожник «Джип», причем под страхом судебного разбирательства.
 
В 2000-годах ситуация улучшилась, но принципиально не изменилась. Под названием Тосол продолжают выпускать совершенно другие жидкости, по другим рецептурам и ТУ, по другой технологии. Такие другие жидкости должны называться ОЖ, но никак не Тосол. Оригинальный Тосол может выпускаться по ТУ 6-57-95-96 (последняя версия) и лишь при наличии лицензионного соглашения с разработчиком технологии ГосНИИОХТ. По сведениям автора, в розничной продаже такой Тосол не встречается вообще.
 
Справедливости ради, отметим, что отдельные экземпляры из таких Тосолов получили одобрения для использования в российских автомобилях. Списки таких «пригодных Тосолов», с указанием их производителей, вы можете найти в сервисных книжках автомобилей ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, хотя они и состоят всего из двух-трех позиций. Все остальные охлаждающие жидкости, которые не упомянуты в сервисных книжках, никогда не проходили (или не сумели успешно пройти) эксплуатационные испытания на автомобилях по методике автозаводов, и их применение может привести (и приводит) к плачевным последствиям.
 
В заключение рекомендация: заливайте в автомобиль только те охлаждающие жидкости, которые рекомендованы (имеют одобрение/допуск) производителем этого автомобиля.
 
Двигатель Рено, установленный на автобусе МАЗ, с ресурсом эксплуатации 1 миллион км, был разрушен за счет кавитации после пробега 230 тыс км. Причина: Тосол, применявшийся в этом автобусе, не противодействует кавитации гильз, в отличие от антифризов, имеющих одобрение Рено.
 
Двигатель автобуса «Икарус» приходится регулярно снимать и прочищать каналы охлаждающей жидкости от силикатных засоров, которые образует так называемый силикатный Тосол.
 
Рено сандеро охлаждающая жидкостьКрыльчатка насоса охлаждающей жидкости (помпы) двигателя Cummins, установленного на автобусе ПАЗ, полностью разрушена из-за кавитации в течение первых полутора лет эксплуатации. Причина: Тосол, применявшийся в этом двигателе, не противодействует кавитации помпы. С нормальным антифризом эта помпа служила бы 10 лет.
 
Миф 2. О том, что Антифриз и Тосол разные охлаждающие жидкости.
 
Существует мнение (миф), что Тосол — это охлаждающая жидкость, предназначенная для отечественных автомобилей, а антифриз — для иномарок. Сначала уточним терминологию. Антифризом называется любая жидкость, которая не замерзает, как вода, при 0°С. Жидкость, которой поливают дороги в зимнее время, это тоже антифриз. За рубежом для обозначения автомобильных антифризов обычно пользуются термином «Antifreeze Coolant», что буквально означает «антифриз — охлаждающая жидкость». Каждый из антифризов имеет свое название (имя), например GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantin, Prestone и так далее. Тосол — это тоже название (имя) конкретного антифриза. Даже на титульном листе Технических Условий ТУ 6-57-95-96 написано Антифриз «Тосол-АМ». Таким образом, принципиальной разницы между Антифризом и Тосолом не существует. Разница существует в составе пакетов присадок различных антифризов и тосолов, соответственно в их качестве, области применимости (для каких автомобилей или двигателей), сроке эксплуатации.
 
В последние годы многие российские производители стали называть свои охлаждающие жидкости (бывшие «Тосолы») антифризами, претендуя на их применимость не только в отечественных автомобилях, но и в иномарках. Имейте в виду, что единственный критерий применимости антифриза в вашем автомобиле — это допуск (одобрение) на применение этого антифриза от производителя этого автомобиля. Список одобренных антифризов, как правило, имеется в сервисной книжке автомобиля или публикуется на интернет-сайте автопроизводителя.
 
 Узнать больше о Coolstream Где купить
Миф 3. О ГОСТе 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие».
 
В российских автомобильных журналах часто публикуют статьи с «экспертизой» различных охлаждающих жидкостей (тосолов, антифризов), закупленных в розничной торговле. При этом критерием качества антифриза выбирается его соответствие (или несоответствие) Государственному Стандарту Союза ССР 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», точнее даже не всему ГОСТу, а 2-3 из его 10 показателей. Утверждается, что если жидкость соответствует ГОСТу, по выбранным показателям, то она качественная и может применяться во всех автомобилях, если не соответствует ГОСТу, то не может. Аналогичное утверждение делают и некоторые специалисты, выступая «экспертами» в области охлаждающих жидкостей. Иногда даже по результатам «экспертизы» ранжируют охлаждающие жидкости «по качеству», или по более замысловатому признаку «цена-качество».
 
Однако на практике известны случаи, когда жидкости, соответствующие ГОСТу, оказывались совершенно непригодными для автомобилей и, наоборот, лучшие мировые образцы современных антифризов этому ГОСТу, вообще говоря, не соответствуют. То есть для современных охлаждающих жидкостей соответствие ГОСТу уже не является критерием качества и применимости.
 
Разберемся по порядку. ГОСТ 28084–89 представляет собой перечень из десяти лабораторных показателей, которые измеряются в охлаждающих жидкостях, а также нормативы и методы измерения этих показателей. Кроме того, в ГОСТе записаны правила безопасности, транспортировки, приемки, хранения, применения, срок эксплуатации. Этот ГОСТ в основной своей части повторяет американский стандарт на охлаждающие жидкости ASTM D3306, из которого, правда, исключена наиболее принципиальная и трудоемкая часть — динамический тест на коррозию, а также изменены нормативы некоторых показателей. ГОСТ был полезен для своего времени (80-х, 90-х годов), когда в стране выпускалась фактически только одна охлаждающая жидкость Тосол-А и его модификация Тосол-АМ. Он устанавливал четкие правила (методики) проведения лабораторных измерений показателей охлаждающей жидкости, как на предприятиях-изготовителях, так и у потребителей Тосола.
 
Главным недостатком ГОСТа является его неполнота. Он определяет только лабораторные испытания, тогда как полный цикл испытаний включает в себя последующие стендовые и, главным образом, эксплуатационные испытания охлаждающей жидкости на реальных автомобилях. Такие стендовые и эксплуатационные испытания проводят все производители автомобилей, включая наши АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ. Только после прохождения полного цикла испытаний производитель автомобиля выдаст (или не выдаст) одобрение (допуск) на применение данной охлаждающей жидкости в своих автомобилях, внесет ее в свою документацию, сервисную книжку, на интернет-сайт. У нас в России (и тем более за рубежом) нет ни одного производителя автомобилей, который разрешал бы применение в автомобилях ОЖ только по признаку ее соответствия ГОСТу.
 
ГОСТ 28084–89 написан для так называемых традиционных охлаждающих жидкостей, пакет присадок которых содержит неорганические ингибиторы — фосфаты, бораты, силикаты, амины, нитриты. Такие охлаждающие жидкости применялись, в основном, в 60 — 90-х годах, а в настоящее время ведущие производители автомобилей запретили или существенно ограничили применение традиционных жидкостей.
 
К сожалению, ГОСТ 28084–89 — это единственный стандарт на охлаждающие жидкости, пришедший к нам из СССР, неполный, во многом устаревший, но пока не отмененный. В системе государственного стандарта нет ни специалистов, ни желания привести этот документ в соответствие с требованиями современных автомобилей. Кстати, в России нет стандартов ни на тормозную жидкость, ни на стеклоомывающую жидкость.
 
К счастью, все российские производители автомобилей не считают соответствие ГОСТу 28084–89 критерием применимости охлаждающей жидкости в своих автомобилях, и требуют проведения дополнительных стендовых и эксплуатационных испытаний. При этом ГОСТ они используют как методическое руководство при лабораторных испытаниях ОЖ, дополняя его своими специфичными требованиями.
 
Итак, соответствие ГОСТу не является критерием качества (применимости) ОЖ. Единственным критерием применимости, повторяем, является наличие допуска/одобрения от производителя автомобиля на применение данной ОЖ в данном автомобиле.
 
Тосол
 
Вот во что превратился один из «Тосолов» после пробега 5010 км на автомобиле ВАЗ-21101 при интенсивном режиме работы двигателя. Все измеренные показатели этого Тосола соответствовали ГОСТу и до, и после пробега. Испытания проводились на АВТОВАЗе в 2003 г. Тосол признан негодным, так как подвергает двигатель интенсивной коррозии.
 
 Узнать больше о Coolstream Где купить
 
Миф 4. О цвете антифриза.
 
Среди автомобилистов ходит неправильное представление о том, что цвет антифриза связан с его качеством. Самая распространенная «классификация» звучит примерно так:
 
красный антифриз лучший, он служит 5 лет,
зеленый антифриз средний, служит 3 года,
синий антифриз, в том числе Тосол, самый «простенький», служит 1, максимум 2 года.
Также бытует абсолютно неправильное мнение, что все антифризы одного цвета одинаковые, и что их можно смешивать между собой. Часто водители покупают антифриз (для замены или долива) только потому, что он такого же цвета, что и залитый в автомобиле.
 
Предприимчивые производители охлаждающих жидкостей для расширения ассортимента выпускают в продажу антифризы разных цветов: и красный, и зеленый, и синий, даже желтый, хотя они могут быть абсолютно одинаковы по своему составу. Напротив, антифризы одинакового цвета могут быть совершенно разными и несмешиваемыми между собой.
 
На самом деле все антифризы (и тосолы) изначально бесцветны. Производители добавляют в них краситель лишь для придания «индивидуальности» и для улучшения видимости уровня жидкости в расширительном бачке. Иногда краситель бывает флуоресцентным для определения мест протечек. Количество красителя минимально — несколько граммов на тонну. Никакого отношения к свойствам антифриза его цвет не имеет.
 
Обычно, цвет антифриза является предметом договоренности между производителем и потребителем. Например, наше предприятие, ОАО «ТЕХНОФОРМ», выпускает один и тот же антифриз «Cool Stream Premium» оранжевого цвета (с добавлением оранжевого красителя) для автозавода Ford, г. Всеволожск, желтого цвета для Volvo, г. Калуга, розового цвета для GM-Opel, г. Санкт Петербург, синего цвета для Komatsu, г. Ярославль. В розничную продажу этот антифриз поступает оранжевого цвета, как и для Ford.
 
 Узнать больше о Coolstream Где купить
Миф 5. Об антифризах G11 и G12.
 
В последние годы в России появилась некая «жаргонная» классификация антифризов: «антифризы G 11» и «антифризы G 12». Считается, что это отличные антифризы, которые подходят даже для «крутых» иномарок. Можно предположить, что первоисточником для такого жаргона послужили широко известные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12», которые выпускались в Германии для автоконцерна Volkswagen. Кроме того, Volkswagen обозначает символом G 11 так называемые «гибридные» антифризы, соответствующие спецификации VW TL 774-C, а символом G 12 так называемые «карбоксилатные» антифризы, соответствующие спецификации VW TL 774- D.
 
Примечание. С 2006 года для карбоксилатных антифризов вместо G 12 введена обновленная спецификация VW TL 774-F, обозначаемая как G 12+, а также новая спецификация VW TL 774-G (G 12++) для нового типа антифризов «Lobrid». Антифризы G 11 предназначены для использования в автомобилях VW до 1996 года выпуска, G 12+ в автомобилях VW с 1997 до 2008 года выпуска, G 12++ в автомобилях VW после 2008 года выпуска.
 
Таким образом, символика G 11 и G 12 связана с компанией Volkswagen.
 
К сожалению, некоторые отечественные производители охлаждающих жидкостей, желая, по-видимому, повысить привлекательность своей продукции, стали использовать символику G 11 и G 12 в названиях и на этикетках своих антифризов. Не думаю, что такое бесцеремонное использование чужой символики понравится ее обладателю автоконцерну Volkswagen.
 
Чтобы антифриз не на словах, а на деле соответствовал G 11 или G 12, он должен пройти весь цикл испытаний у компании Volkswagen и получить от нее одобрение на применение. Без одобрения Volkswagen использование символов G 11 и G 12 — лишь рекламный трюк. Кроме того, должны быть выполнены требования VW по химическому составу антифризов в части содержания неорганических компонентов. Так, обе спецификации G 11 и G 12 (а также новые G 12+ и G 12++) запрещают наличие в составе антифриза боратов (буры), в то время как большинство отечественных антифризов и практически все Тосолы содержат эти бораты. Запрещены также фосфаты, амины и нитриты. Содержание силикатов в спецификации G 11 строго регламентировано в рамках 500–680 мг/л, в G 12++ в рамках 400–500 мг/л, а в G 12+ силикаты запрещены.Охлаждающая жидкость для рено сандеро
 
Как правило, производители антифризов не указывают компонентов, входящих в состав антифриза, ни на этикетках, ни в рекламных буклетах. Если, однако, вам удастся узнать, что в состав какого-либо антифриза входят бораты (бура) или фосфаты, то он заведомо не соответствует ни одной спецификации Volkswagen, в том числе G 11 и G 12.
 
 Узнать больше о Coolstream Где купить
Миф 6. О соответствии требованиям автопроизводителей.
 
Часто можно видеть в рекламных буклетах и на этикетках канистр различных отечественных антифризов, что они соответствуют требованиям (спецификациям) иностранных автопроизводителей. Далее приводится длинный список вроде Audi, Ford, BMW, GM, VW, Nissan, Toyota и так далее в зависимости от вкусов и «аппетита» производителя антифриза. Иногда употребляются более замысловатые формулировки вроде «рекомендован для» или «разработан с учетом требований». Как правило, это всего лишь рекламный трюк, сделанный по принципу «бумага все выдержит». Доверчивый покупатель думает, что если название его автомобиля упомянуто на этикетке антифриза, то этот антифриз подходит для этого автомобиля.
 
Например, в описании антифриза на интернет-сайте одного из самых крупных российских производителей антифризов и тосолов написано буквально следующее: «Соответствует международным стандартам ASTM D 3306, SAE J 1034 и спецификациям автомобильных компаний: AUDI, BMW, Opel-GM, MTU, Mercedes Benz, Volvo, Volkswagen». Для специалиста это полная чушь, так как действующие спецификации BMW GS 9400 и Opel-GM 6277M на охлаждающие жидкости относятся к разным типам антифризов (гибридные и карбоксилатные) и одновременно выполняться не могут. Конечно, в опубликованных списках одобренных охлаждающих жидкостей перечисленных автомобильных компаний этот антифриз не значится.
 
Реальное соответствие требованиям автопроизводителя может подтвердить только сам автопроизводитель, по результатам испытаний на своих автомобилях. После проведения таких испытаний (за счет соискателя) автопроизводитель выдает (или не выдает) допуск/одобрение на применение данной жидкости в своих автомобилях, вносит ее в списки, сервисные книжки, определяет перечень марок автомобилей или двигателей, где эта жидкость может использоваться, срок ее замены.
 
Не ленитесь проверять информацию о «соответствии требованиям» у производителя автомобилей.
 
Добросовестный производитель охлаждающих жидкостей никогда не будет ссылаться на мифическое «соответствие требованиям», а приведет список допусков, если они у него есть.
 
 Узнать больше о Coolstream Где купить
Миф 7. О смазывающих свойствах.
 
Некоторые полагают, что в антифризы (и в Тосол) добавляют какие-то специальные присадки для придания смазывающих свойств. Это миф. Никаких специальных «смазывающих» присадок ни в антифризы, ни в Тосол не добавляют. При испытаниях антифризов также нигде не измеряется каких-либо показателей, связанных со смазкой. Смазывающие свойства обеспечиваются базовым компонентом антифризов — этиленгликолем.
 
  Узнать больше о Coolstream Где купить
Миф 8. О вспениваемости.
 
Этот миф порожден тем, что показатель «вспениваемость» включен ГОСТ 28084–89 и его норматив 30 куб.см является гораздо более «жестким», чем у других национальных стандартов. Например, в автомобильных стандартах ASTM D3306 и ASTM D4985 этот норматив составляет 150 куб.см. Считается, что охлаждающая жидкость должна обладать «антипенными» свойствами, чтобы не пениться в системе охлаждения — это не так.
 
Система охлаждения автомобиля замкнута (не контактирует с воздухом) и находится под повышенным давлением 2–3 атмосферы за счет конструкции крышки расширительного бачка. В этих условиях образование пены невозможно.
 
На самом деле норматив на показатель «вспениваемость» связан не с автомобилем, а с автозаводом. Пена может быть помехой на автосборочном конвейере при заправке охлаждающей жидкости в автомобили, или при скоростной заливке охлаждающей жидкости в канистры.
 
«Жесткий» норматив на «вспениваемость» 30 куб.см пришел в ГОСТ 28084–89 из норматива АВТОВАЗа, и связан со спецификой автосборочного конвейера этого предприятия.
 
При производстве во все антифризы добавляют специальные присадки – пеногасители, для выполнения нормативных требований по показателю «вспениваемость». В процессе эксплуатации эти пеногасители быстро распадаются, и уже через несколько тысяч км пробега автомобиля антифриз теряет свои антипенные свойства. Повторим, для эксплуатации автомобиля вспениваемость антифриза не имеет значения.
 
 Узнать больше о Coolstream Где купить
Миф 9. О «резерве щелочности».
 
Этот миф связан с показателем «щелочность», который фигурирует в ГОСТ 28084–89, п. 4.9, наряду с другими девятью показателями. Часто его называют «резерв щелочности» также как в иностранной литературе «reserve alkalinity». Домыслы о «резерве щелочности» вызваны тем, что в ГОСТе 28084–89 не сказано ни слова о смысле этого показателя и о том, что он фактически «показывает». В ГОСТе 28084–89 лишь объясняется, как измерить «резерв щелочности» и установлено, что его значение должно быть не менее 10.
 
Из-за отсутствия пояснений распространилось, вообще говоря, неверное представление о «резерве щелочности» как о показателе количества присадок в охлаждающей жидкости. Говорят, что если «резерв щелочности» более 10, то присадок в жидкости достаточно и она является качественной. Если менее 10, то присадок не «доложили», и жидкость — негодная. Если в процессе эксплуатации «резерв щелочности» упал ниже 10, то ее пора сливать. Чем выше «резерв щелочности», тем больше в жидкости присадок, и тем она лучше. При этом никто не уточняет, о каких именно присадках идет речь, для чего их нужно такое количество, хорошо ли это для автомобиля.
 
Выпускаются даже супер-Тосолы, у которых «резерв щелочности» не такой как у обычного Тосола 10–15, а уже 25–30. Напротив, лучшие иностранные антифризы, которые присутствуют российском рынке, например Glysantin G30, Havoline XLC, GlycoShell Longlife с «резервом щелочности» 8, 6, и даже 3, объявляются некачественными, непригодными, подделками.
 
Чтобы развеять этот миф, лучше всего обратиться к первоисточнику — стандарту по определению «резерва щелочности» ASTM D1121, методика которого повторяется в соответствующем разделе нашего ГОСТа 28084–89. Однако в ASTM D1121, наряду с методикой измерения, подробно объясняется, что именно измеряет этот показатель, как его следует применять и трактовать.
 
Цитируем выдержки из раздела 5 ASTM D1121: «…Показатель «резерв щелочности» применяется для индикации количества «щелочных ингибиторов» («щелочных буферов») — фосфатов и боратов, находящихся в охлаждающих жидкостях… Однако хорошо ингибированная охлаждающая жидкость содержит другие ингибиторы в дополнение к буферам или вообще не содержит буферов… Эти другие ингибиторы, которые дают малый или нулевой «резерв щелочности», могут обеспечивать превосходную защиту металлов от коррозии… В связи с этим, величина «резерва щелочности» в охлаждающей жидкости не является критерием для определения ее защитных свойств…. Предостерегаем от неправильной трактовки показателя «резерв щелочности». «Резерв щелочности» охлаждающей жидкости не связан с ее способностью предотвращать коррозию, а также не является индикатором дополнительного срока службы охлаждающей жидкости." Комментарии, как говорится, излишни.
 
Таким образом, понятие «резерв щелочности» имеет смысл только для охлаждающих жидкостей, содержащих в качестве ингибиторов фосфаты и/или бораты — щелочные буферы. К таким жидкостям относится Тосол, для которого, вообще говоря, и был написан ГОСТ 28084–89. Современные карбоксилатные охлаждающие жидкости не имеют в своем составе ни фосфатов, ни боратов, поэтому их «резерв щелочности» может быть значительно меньше 10.
 
Многие производители автомобилей не включают показатель «резерв щелочности» в свои спецификации на охлаждающие жидкости, например Ford WSS-M97B44-D, Komatsu KES 07.892, Британский стандарт BS 6580. Другие, как например Hyundai-KIA MS591-08, RENAULT 41-01-001/-S Type D, Американские стандарты ASTM D3306 и D4985 оставили «резерв щелочности» как формальный показатель, служащий для идентификации охлаждающей жидкости, но не установили для него какие-либо нормативов.
 
 Узнать больше о Coolstream Где купить
Миф 10. О смачиваемости.
 
Недавно в одном из сетевых магазинов автомобильных запчастей мне довелось услышать очередной миф «о смачиваемости» охлаждающей жидкости. Продавец, расхваливая антифриз, который производится под торговой маркой этой сети, заявил, что у антифриза улучшены смачивающие свойства. Для убедительности он потряс канистру и показал на капельки, которые прилипли к внутренней поверхности канистры. На вопрос, а какое отношение имеет смачиваемость к работе автомобиля, он ответил: «Как, вы разве не знаете, что смачиваемость улучшает работу помпы и увеличивает срок ее службы!».
 
Очередной рекламный трюк с целью уговорить несведущего покупателя приобрести сомнительный товар. Смачивающие свойства охлаждающей жидкости никоим образом не влияют на работу системы охлаждения автомобиля. Ни в одной спецификации на антифризы показатель смачиваемости не измеряется и не нормируется. Кстати, данный антифриз не имел ни одного допуска от производителей автомобилей.
 
Говоря о смачиваемости антифризов, полезно знать истинный смысл этого понятия. Смачивающие свойства любой жидкости, которые связаны с ее коэффициентом поверхностного натяжения, определяют способность жидкости просачиваться через узкие каналы и трещины. Известно, например, что керосин, имеющий низкий коэффициент поверхностного натяжения, отлично просачивается через мелкие трещины. Поэтому его используют для нахождения мелких дырочек и трещин, невидимых простым глазом.
 
Все антифризы, равно как и смесь этиленгликоля и воды, тоже имеют низкий коэффициент поверхностного натяжения, почти в два раза меньше, чем у воды. Капли антифриза, которые выпадают из пипетки, будут в два раза меньше, чем капли воды, выпадающие из такой же пипетки.
 
Этим объясняется высокая и достаточно неприятная способность антифриза просачиваться из-под плохо затянутых хомутов и в местах негерметичных соединений. Антифриз будет протекать там, где вода обычно не протекает.


По теме

Охлаждающая жидкость для рено сандеро степвей
 Hyundai Tucson (рус. Хёндэ Ту́сон) — компактный кроссовер корейской компании Hyundai. Называется по имени города Тусон в штате Аризона. В...
Рено сандеро охлаждающая жидкость
Видеофиксация нарушений ПДД предполагает презумпцию виновности - Валерий Кондратьев Видео- и фотофиксация нарушений Правил дорожного движения предпола...
Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Бывают случаи, когда в системе охлаждения происходит утечка охлаждающей жидкости, что может привести к перегреву двигателя или даже к более существенн...
флаг рф для печати

Вход в систему

Это интересно

Перегрев двигателя: причины, последствия, правила поведения...
Охлаждающая жидкость для сандеро
На самом деле при перегреве двигателя (или при появлении воздушных пузырей в системе...
Пожар в машине: причины, правила поведения, советы по...
Охлаждающая жидкость для рено сандеро
Интуитивно понятно, что пожарная опасность автомобиля обуславливается наличием в нём...