Основа безопасного пользования легковым автомобилем - это использование шин, которые...
Необходимый подарок - автомобильный насос или компрессор: без них никуда!
Цены
Своими руками
Как сделать компрессор своими руками в домашних условиях
В инвентаре гаража автовладельца будет нелишним воздушный компрессор. С помощью него можно покрасить авто, накачать шины, подать воздух на пневмоииструменты. Рассмотрим, как сделать компрессор для покраски своими руками из доступных материалов.
Сжатый воздух – верный помощник настоящего мастера
Воздушному компрессору в гараже всегда найдется применение: от банального сдувания пыли с обрабатываемых абразивом поверхностей до создания избыточного давления в пневмоинструментах. Немалая часть рабочего ресурса компрессора приходится на выполнение работ по покраске автомобиля. И это накладывает определенные требования к создаваемому потоку воздуха. Он должен поступать строго равномерно и не иметь никаких примесей в виде капель воды, масла или твердых взвешенных частиц. Такие дефекты как зернистость, шагрень и каверны на свеженанесенном лакокрасочном покрытии бывают как раз из-за попадания в струю инородных частиц. Потеки краски и матовые пятна на эмали возникают при неравномерном поступлении смеси.
Фирменные воздушные компрессоры от производителя обладают всеми функциями для идеальной работы аэрографа, но стоят немалых денег. Сэкономить и создать функциональную модель, не уступающую профессиональным, можно собственными силами, изучив теоретические сведения и просмотрев пособие “компрессор своими руками” видео материал. Принцип работы всех моделей, как самодельных, так и профессиональных достаточно прост и заключается в следующем. В устройстве для хранения сжатого воздуха, называемого “ресивером”, создается избыточное давление. Нагнетать воздух можно как вручную, так и механизированными способами. При ручной подаче экономятся финансовые средства, но тратится много сил и энергии на контроль над процессом. При автоматическом нагнетании все эти недостатки устраняются, единственное что остается – регламентная замена масла в воздушной помпе. Далее сжатый воздух через выходной штуцер подается равномерным потоком к исполнительным устройствам. Как видите, ничего сложного нет и создать работоспособную модель можно за несколько минут.
Делаем простейший компрессор
Одним из вариантов будет сделать компрессор для покраски из отслужившей свое автомобильной камеры. Для изготовления потребуются:
- Ресивер – автомобильная камера. Можно с покрышкой, можно без нее
- Нагнетатель – автомобильный насос с манометром
- Сосок от негодной камеры
- Ремкомплект для резины
- Портняжное шило
Собрав необходимые материалы, переходим непосредственно к изготовлению устройства. Берем ненужную автомобильную камеру и проверяем её на герметичность, накачав насосом. Если баллон держит воздух, значит все замечательно, и можно переходить к следующему этапу. При наличии утечек, локализуют места повреждений и заклеивают их или вулканизируют сырой резиной.
Далее в подготовленном ресивере проделывается отверстие под дополнительный сосок, через него впоследствии будет выходить равномерная струя сжатого воздуха. Добавочный штуцер вклеиваем при помощи резинового ремкомплекта и соединяем с краскопультом. В нем выкручиваем ниппель – поток воздуха должен выходить свободно. Ниппель в родном соске автомобильной камеры оставляем – он будет работать как клапан, удерживая избыточное давление.
Затем опытным путем определяем требуемый уровень давления воздуха в ресивере, распыляя краску на какую-либо поверхность. Эмаль должна ложиться равномерно, без рывков. Величина избыточного давления определяется при помощи манометра и должна быть такой, чтобы при нажатии на кнопку аэратора её уровень не менялся скачкообразно.
Собрать такую модель компрессора не составит труда, зато вы сразу убедитесь в действенности ремонта при помощи компрессора, нежели баллончиками с краской. Главное соблюдать правило – в автомобильную камеру, а, следовательно, и потом в краскопульт не должно попадать влаги или пыли. Иначе они смешаются с автоэмалью, и всю работу по окраске предстоит делать заново. Собранная модель будет исправно работать, но лучше автоматизировать нагнетание воздуха и внести в конструкцию дополнительные изменения.
Полупрофессиональный компрессор для покраски
По отзывам специалистов, самодельные компрессоры с ресиверами имеют больший срок службы, нежели модели от отечественных и зарубежных производителей. И это понятно – все делается своими руками и, даже если какая-то деталь выйдет из строя, заменить её будет делом пары минут. Рассмотрим, как сделать не уступающий изделиям известных фирм воздушный компрессор из легкодоступных материалов, которые нам понадобятся согласно приведенному ниже списку:
- Манометр
- Редуктор с масловлагоотделяющим фильтром
- Реле контроля давления
- Бензиновый топливный фильтр
- Водопроводная крестовина (четверник) с трехчетвертной внутренней резьбой
- Резьбовые переходники
- Автомобильные хомуты
- Двигатель компрессора
- Ресивер
- Полусинтетическое моторное масло вязкостью 10W40
- Тумблер на 220 вольт
- Латунные трубки
- Маслостойкий шланг
- Толстая доска для основы
- Аптечный шприц
- Преобразователь ржавчины
- Шпильки, гайки, шайбы
- Герметик, фум лента
- Краска по металлу
- Надфиль
- Мебельные колеса
- Фильтр системы питания дизельных двигателей
Найти все компоненты не составит труда, начинать стоит с сердца всей системы – нагнетателя воздуха.
Двигатель – исполнительный механизм автоматического компрессора
В качестве двигателя воспользуемся компрессором от старого холодильника. Как правило, они оборудованы пусковым реле, что очень удобно для постоянного поддержания определенного уровня давления в ресивере. Предпочтительней использовать компрессоры от холодильников старого советского образца, они позволяют нагнетать более высокое давление, нежели их импортные аналоги.
Вытащив исполнительный блок из ветхого холодильника, очистите его от накопившейся грязи и ржавчины. Затем обработайте преобразователем ржавчины, чтобы уберечься от дальнейшего окисления. Этим самым мы произведем подготовку корпуса двигателя под дальнейшую покраску.
Далее следует поменять масло в компрессоре. Редкому холодильнику производилось регулярное техобслуживание и замена смазки, что вполне оправданно – система полностью изолирована от воздействия атмосферы. Масло можно использовать полусинтетическое моторное, оно ни в чем не уступает компрессорному и кроме этого имеет много полезных присадок.
На компрессоре есть три трубочки – 2 открытых и одна запаянная. Открытые концы предназначены для циркуляции воздуха, одна из трубок является входной, другая выходной. Для определения, по какому пути движется воздух, кратковременно подайте питание на компрессор. И запомните, какой воздуховод втягивает воздух и какой выпускает.
Запаянная трубочка предназначена для регламентной замены масла. Закрытый конец надо аккуратно удалить. Для этого по кругу надпиливаем трубку надфилем, стараясь, чтобы металлические опилки не попали внутрь системы. Надпиленный кончик затем отламываем и сливаем старое масло в какой-нибудь сосуд для определения количества под замену. И заливаем полусинтетику в чуть большем количестве при помощи шприца.
Затем систему смазки двигателя необходимо заглушить. Для чего подобрав винтик соответствующего размера, обматываем для герметичности фум лентой, вкручиваем в трубочку. Нагнетатель от холодильника имеет свойство потеть смазкой – то есть в выходной воздушной струе бывают капельки масла. Их задержит масловлагоотделитель для компрессора. Своими руками в дальнейшем крепим двигатель с пусковым реле на деревянной основе в положении, при котором он крепился к раме. Реле компрессора чувствительно к положению в пространстве и часто его верхняя крышка маркируется стрелочкой. Только при правильной установке процесс переключений режимов будет проходить корректно.
Емкость для сжатого воздуха
Лучше всего для хранения сжатого воздуха подходят баллоны от огнетушителей. Они рассчитаны на высокое давление, имеют большой запас прочности и идеально подходят для монтажа навесного оборудования. Рассмотрим в качестве ресивера металлический корпус огнетушителя ОУ-10 с рабочим объемом 10 литров. Данный баллон рассчитан на давление в 15 Мпа или 150 бар с большим запасом прочности.
Отворачиваем от будущего ресивера запорно-пусковое устройство (ЗПУ) и на его место вворачиваем переходник, на резьбу которого для уплотнения наматываем фум ленту. Если огнетушитель имеет следы коррозии, то их надо удалить при помощи абразивов и преобразователя ржавчины.
С наружной стороны все сделать просто, то с внутренней поверхностью придется немного повозиться. Для этого внутрь баллона заливаем очищающее от ржавчины средство согласно инструкции и тщательно взбалтываем содержимое. Затем вворачиваем водопроводную крестовину используя для уплотнения герметик и ленту фум. Итак, две основные детали нашего компрессора готовы и можно приступать к следующему этапу.
Монтаж деталей устройства
Для удобства хранения и перемещения лучше всего расположить все детали компрессора компактно на одной базе. В качестве основы будем использовать деревянную доску, на ней мы надежно закрепляем двигатель – нагнетатель и корпус огнетушителя.
Двигатель компрессора закрепляем при помощи резьбовых шпилек, продетых в заранее просверленные отверстия, и гаек с шайбами. Ресивер располагаем вертикально, используя для закрепления три листа фанеры, в одном из которых вырезается отверстие под баллон.
Два других, с помощью саморезов, прикрепляем к несущей доске и склеиваем с удерживающим ресивер листом. Под дно ресивера, в основании, выдалбливаем соответствующую по размерам выемку. Для маневренности прикручиваем к нашей базе колесики из мебельной фурнитуры. Далее выполняем следующие операции:
- Обеспечиваем защиту нашей системы от попадания пыли и грубых частиц, для чего, в качестве воздухозаборника, используем фильтр грубой очистки топлива бензиновых двигателей. При помощи резинового шланга, плотно обжимающего штуцер фильтра и входную трубочку нагнетателя. На входе компрессора низкое давление и усиление контакта при помощи автомобильных хомутиков не требуется. Таким образом, мы сделали входной фильтр для компрессора своими руками.
- На выходе компрессора следует установить масловлогоотделитель, он не позволит пройти частицам жидкости. В качестве этого элемента защиты используем фильтр системы питания дизельных двигателей. Его присоединяем к нагнетателю при помощи маслостойкого шланга. Так как давление на выходе компрессора увеличенное, здесь и везде далее, для укрепления контакта применяем автомобильные хомутики, с затягивающимся при помощи винта креплениями.
- Масловлагоотделительный фильтр соединяем с входом редуктора. Редуктор нам нужен чтобы развязать по давлению ресивер и выход нагнетателя. Его выход высокого давления мы вворачиваем в водопроводную крестовину слева или справа.
- С противоположного входа четверника прикручиваем манометр, по нему мы будем контролировать давление сжатого воздуха в баллоне. Сверху крестовины наворачиваем регулировочное реле. Все соединения уплотняем фум лентой и герметиком.
- Реле позволит задавать широкий диапазон уровней давления в ресивере, своевременно прерывая цепь питания нагнетателя. В качестве исполнительного механизма можно выбрать РМ5 или РДМ5. Эти устройства будут включать компрессор, если давление сжатого воздуха в ресивере упадет ниже выставленной отметки, и выключать при превышении заданного диапазона. Необходимое давление настраивается на реле при помощи двух пружин. Большая пружина задает минимальный уровень давления, а маленькая регулирует верхний предел, задавая границу отключения компрессора. РДМ5 и РМ5 изначально выпускались для использования в сети водоснабжения и электрически пассивны, то есть представляют собой обычные выключатели с двумя контактами. Один контакт мы соединяем с нулем сети 220В, а второй с нагнетателем.
- Фазный провод сети через тумблер подключаем ко второму сетевому входу компрессора. Введение в электрическую схему тумблера позволяет быстро отключать систему от питания, не бегая каждый раз к розетке. Все электрические соединения пропаиваем и тщательно изолируем.
Теперь осталось только окрасить весь компрессор и переходить к полевым испытаниям.
Регулируем давление в камере ресивера
Собрав конструкцию, следует проверить её работоспособность. Подключаем к выходу компрессора краскопульт или пистолет для подкачки шин. После этого, при выключенном тумблере, включаем штепсельную вилку в сеть. Выставляем регулировочное реле на минимальное давление и затем подаем питание на нагнетатель. Создаваемое в ресивере давление контролируем при помощи манометра. Убедившись, что при достижении некоторого уровня реле отключает двигатель, проверяем герметичность воздуховодов и соединений. Это легко сделать при помощи мыльного раствора.
Убедившись в том, что сжатый воздух не выходит из системы, стравливаем его из камеры ресивера. Как только давление в баллоне упадет ниже выставленной отметки, реле должно сработать и запустить компрессор. Если все функционирует исправно, можно попробовать окрасить какую-нибудь ненужную деталь. Предварительные работы по подготовке поверхности к нанесению эмали тут не требуются – нам важно потренировать навыки и определить, какое давление потребуется на покраску изделия. Экспериментальным путем определяем величину в атмосферах, при которой избыточного давления хватает на окрас всей детали равномерным слоем при минимальном количестве срабатывания нагнетателя.
Как видите, создать автомобильный компрессор своими руками не вызывает особых сложностей. Сделанный по второму варианту компрессор требует больше времени на изготовление, но все оно окупится при дальнейшей эксплуатации. Система автоматического контроля давления и пуска нагнетателя позволят работать с большим удобством, не отвлекаясь на контроль над камерой ресивера. Применять компрессор можно не только для ухода за автомобилем. При помощи него можно покрасить забор, ворота гаража.
Техническое обслуживание самодельной модели
Чтобы созданный своими руками компрессор служил долго и исправно, следует проводить регламентные работы. Это, в первую очередь, регулярная смена масла и своевременная замена фильтрующих элементов. Так как мы надежно закрепили двигатель на основе, откручивать его смысла нет. Для слива масла воспользуемся шприцом. Открутив закрывающий заливное отверстие винтик, надеваем плотно шланг на трубочку и откачиваем отработку. Свежее моторное масло закачиваем также при помощи шприца. С фильтрами все проще – меняем их по мере загрязнения и снижения скорости наполнения камеры ресивера.
Альтернатива выбора – сделать своими руками или приобрести готовую продукцию?
С позиции надежности собственноручная сборка выигрывает по многим параметрам. Во первых, по статистике компрессоры в холодильниках работают десятками лет. И старый рефрижератор выбрасывается не из-за поломавшегося двигателя, а из-за утечки хладогена или коррозии стенок и днища. А про огнетушитель и говорить нечего – их изготавливают с десятикратным запасом прочности, что сразу проверяется на заводе. Так может не стоит покупать кота в мешке, а сделать собственными силами устройство? Тем более что после изучения материала вы знаете, как сделать компрессор своими руками в бытовых условиях. Добротно изготовленное и исправно работающее устройство не только порадует владельца, но и станет предметом зависти знакомых автолюбителей.
Технические характеристики
Типы компрессоров
Компрессор
Тип компрессора |
Предельные параметры |
Область применения |
Поршневой |
VВС = 2-5 м3/мин РН = 0,3-200 Мн/м2 (лабораторно до 7000 Мн/м2) n = 60-1000 об/мин N до 5500 квт |
Химическая промышленность, холодильные установки, питание пневматических систем, гаражное хозяйство. |
Ротационный |
VВС = 0,5-300 м3/мин РН = 0,3-1,5 Мн/м2 n = 300-3000 об/мин N до 1100 квт |
Химическая промышленность, дутье в некоторых металлургических печах и др. |
Центробежный |
VВС = 10-2000 м3/мин РН = 0,2-1,2 Мн/м2 n = 1500-10000 (до 30000) об/мин N до 4400 квт (для авиационных - до десятков тысяч квт) |
Центральные компрессорные станции в металлургической, машиностроительной, горнорудной, нефтеперерабатывающей промышленности |
Осевой |
VВС = 100-20000 м3/мин РН = 0,2-0,6 Мн/м2 n = 2500-20000 об/мин N до 4400 квт (для авиационных - до 70000 квт) |
Доменные и сталелитейные заводы, наддув поршневых двигателей, газотурбинных установок, авиационных реактивных двигателей и др. |
Прогресс не стоит на месте, усовершенствуются производства авто транспортных средств, а вместе с ними видоизменяются и улучшаются устройства призванные облегчить уход и обслуживание их. Коснулось это и такой необходимой вещи, как автомобильный насос, который является неотъемлемым спутником большинства автовладельцев. И не смотря на то, что в наше время найти шиномонтажную мастерскую не составляет трудности, где за считанные минуты вам приведут в норму давление в колесах, автомобилисты не спешат отказываться от личного помощника, который придет на помощь в экстренной ситуации.
Авто-компрессор
Шинные компрессоры
Обзор рынка автомобильных компрессоров
Из всех типов нагнетательных устройств наибольшее распространение получил компрессор воздушный поршневой, схема которого более простая в техническом плане и отвечает запросам по производительности и мощности. Общими характеристиками являются:
Максимальный потребляемый ток (А) — напрямую зависит от создаваемого давления в шине. При заявленном максимальном давлении до 5..7атм максимальное значение тока достигает 15А, что допускает применение разъема прикуривателя. При больших значениях тока применяются зажимы типа “крокодил” для аккумулятора.
Производительность (л/мин) — зависит от диаметра поршня и частоты вращения двигателя компрессора. Увеличение обоих параметров ведет к снижению ресурса автомобильного насоса. В этом отношении оптимальное соотношение — производительность/ток — у двухпоршневых компрессоров.
Максимальное давление (атм, bar, ~15psi) — заявленное давление зависит от материала и конструкции обратного клапана, а также производительности компрессора.
Наиболее широко на рынке в сегменте — компрессор для автомобиля — представлены торговые марки следующих производителей:
- TORNADO AC-хххх (Тайвань, лицензия Boriler USA.)
- Lavita хххх (Lavita Car Accessories, Тайвань.)
- AGR КА-хххх (Агрессор, Качок) (Тайвань — Россия.)
- MEGAPOWER (Германия).
- BERKUT-Беркут (Россия)
- VITOL-Витол (Китай — Украина).
Поршневые насосы различаются по компоновке на одно и двухпоршневые. Каждый из них предназначен для своего диапазона размеров и давлений автомобильных колес.
Однопоршневой автомобильный компрессор
Основное назначение — подкачка колес с характеристиками: размер колеса — до R15 и рабочее давление — до 3 атм. Устройства в ценовом сегменте до 800 рублей характеризуются шумной работой и сравнительно низким ресурсом из-за противоречивости требований. Стремление снизить вес приводит к уменьшению габаритов и/или применению неметаллических деталей. Изменение габаритов приводит к снижению производительности, а в климатических условиях России применение пластмассы для рабочих (нагруженных) элементов ставит под вопрос работоспособность насоса в зимний период (не факт, что будет работать после зимовки). Поэтому легкие (дешевые) модели имеют характер скорее подарочный, нежели практический. Подобные модели комплектуются электрическим проводом (до 3м), воздушным шлангом в оплетке (до 1м), сменными насадками, фонарем и манометром. В этом классе интерес представляют линейки моделей: автокомпрессор Беркут R14…R24; Агрессор AGR 30…50 и MEGAPOWER.
Двухпоршневой автомобильный компрессор
Насос для автомобиля такой компоновки перекрывает весь диапазон потребностей в обслуживании колес различных габаритов и подходит для других нужд (накачивание больших объемов, работа в комплекте с ресивером). Работа двух поршней в противофазе значительно улучшает общую балансировку устройства, а удвоенный объем рабочей камеры позволил снизить частоту вращения электродвигателя без снижения требуемой общей производительности насоса. Относительно низкая частота вращения и применение подшипников качения подняли ресурс наработки на отказ и снизили шумовые характеристики (сравнительно с однопоршневыми). Теплоотвод улучшился за счет обребрения корпуса поршневой камеры. Новые компрессоры оснащены защитой от перегрузки по току и воздушным фильтром.
В комплект входит спиральный воздушный шланг длиной 7.5…12м, который армирован пружинной проволокой. Наиболее удачными в этом классе, по отзывам на форумах, считаются — компрессор TORNADO AC-610 Power Station 12V и MEGAPOWER DOUBLE CYLINDER S-55010, которые предназначены для малотоннажных грузовиков и джипов. В целом двухпоршневые насосы отличаются хорошей надежностью. Вес 3…5кг, габариты до 35см и цена от 1800 рублей — плата за мощность и надежность.
Типовые аксессуары:
- набор переходников для накачивания лодок, матрацев, мячей (3…5 видов);
- кожух в виде мягкой/каркасной сумки или чемоданчика;
- встроенный светодиодный фонарь с двумя режимами работы и светофильтром;
- встроенный манометр.
О манометрах следует сказать отдельно. Бюджетные модели комплектуются манометрами с ценой деления 0.2атм и шкалой 15…25атм (для насосов на 4…5атм), что не позволяет говорить о приличной точности измерения давления. Желателен тип манометра со шкалой близкой или равной значению максимального давления и с ценой деления 0.1 атм.
Автоэлектроника призвана облегчить жизнь водителя. Ею оснащает поршневые насосы в виде системы отключения двигателя, при достижении заданного давления, с управляющим электронным манометром (PH2014 и BLACK&DECKER ASI500), но это на любителя, т.к. на “максимальную скорость” это не влияет, а дополнительная опция “утяжеляет“ прибор на 10…15% в рублях.
Тесты, сравнения
В этом тесте мы рассматриваем компрессоры со средним уровнем производительности 40-50л/мин.
Беркут (Berkut) R15 – автомобильный компрессор, тест
Качок К90 LED – автомобильный компрессор, тест
MegaPower M-03.10.001 – автомобильный компрессор, тест
Беркут (Berkut) R17 – автомобильный компрессор, тест
Агрессор AGR-50 – автомобильный компрессор, тест
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По теме
Вход в систему
Это интересно
Такая разная резина на авто - учимся отличать зимние шины...
|
Настраиваем зеркала автомобиля - практические советы. Очень...
Речь идёт о внутренних и наружных боковых зеркалах автомобиля. При правостороннем... |