Основной критерий зарядных устройств, которые в основном выбирают автолюбители, это...
Зарядное устройство, как новогодний подарок для автомобиля. Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.
Цены
Своими руками
Автомобильное зарядное устройство
Аккумулятор в автомобиле заряжается от электрического генератора. Для обеспечения безопасного режима зарядки аккумулятора, когда интенсивность выделения газов в аккумуляторе не превышает допустимый уровень, после генератора устанавливают реле-регулятор, обеспечивающий напряжение зарядки не более 14,1±0,2В. Для полной же зарядки аккумулятора требуется напряжение 14,5В. Таким образом, получается, что на 100% аккумулятор зарядить система зарядки автомобиля не может и периодически необходимо аккумулятор заряжать внешним зарядным устройством.
Если в теплый период времени обеспечить пуск двигателя может аккумулятор, заряженный и на 50%, то при отрицательных температурах окружающей среды емкость аккумулятора уменьшается вдвое. Пусковые же токи при запуске двигателя из-за загустевшей смазки возрастают и если своевременно не зарядить аккумулятор, то в любой момент без «прикуривания» от аккумулятора другого автомобиля, запустить двигатель может не получиться. Поэтому перед наступлением морозов необходимо в обязательном порядке зарядить внешним зарядным устройством аккумулятор на 100%.
Для зарядки автомобильного аккумулятора служат зарядные устройства. В продаже их огромный ассортимент, но выбор всегда затруднителен, да и стоят они не дешево. При желании и небольшом радиолюбительском опыте зарядное устройство можно сделать своими руками. С рекомендациями по режиму зарядки аккумулятора и особенностям его эксплуатации
Схем зарядных устройств автомобильных аккумуляторов в печатных издания публиковалось много, в Интернете выложено тоже более чем предостаточно, но все проанализированные мною схемы имеют существенные недостатки.
Зарядить аккумулятор можно даже с помощью одного мощного диода и обогревателя. Включил аккумулятор последовательно к электросети через диод и обогреватель мощностью пару киловатт, вот и пошл ток черезаккумулятор величиной 4,5А. Через 10-15 часов, аккумулятор зарядится, но и расход электроэнергии составит 10-15кВт. У такого зарядного устройства всего один недостаток – низкий КПД, не более одного процента.
Зарядные устройства, сделанные на транзисторах, выделяют много тела, как правило, боятся короткого замыкания и ошибочного подключения полярности аккумулятора. Схемы зарядных устройств на тиристорах и симисторах не обеспечивают требуемой стабильность зарядного тока и излучают акустический шум, тоже не допускают ошибок подключения аккумулятора и излучают мощные радиопомехи, которые можно существенно снизить, одев на сетевой провод ферритовое кольцо.
В Интернете есть технические решения, как сделать зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов из блока питания компьютера. Хотя структурные схемы компьютерных блоков питания одинаковые, то электрические схемы разные, и для доработки требуется высокая радиотехническая квалификация, которой редко кто владеет. А просто взять компьютерный блок питания и слепо следовать инструкции по переделке его в зарядное устройство для автомобильного аккумулятора маловероятно приведет к положительному результату.
Интерес у меня вызвала конденсаторная схема зарядного устройства, КПД высокий, тепла не выделяет, обеспечивает стабильный ток заряда вне зависимости от степени заряда аккумулятора и колебаний питающей сети, не боится коротких замыканий выхода. Но тоже имеет недостаток. Если в процессе заряда пропадет контакт с аккумулятором, то напряжение на конденсаторах возрастает в несколько раз, (конденсаторы и трансформатор образуют резонансный колебательный контур с частотой электросети), и они вместе с трансформатором выходят из строя. Если решить этот вопрос, то получится идеальное зарядное устройство.
Долго думал, на удивление, придуманное схемное решение оказалось очень простым. Получилась практически идеальная схема зарядного устройства для аккумуляторов, не имеющая недостатков. Более семи лет заряжаю разработанным и изготовленным своими руками конденсаторным зарядным устройством, как автомобильные аккумуляторы, так и любого типа и емкости на 12В.
Принципиальная схема автомобильного зарядного устройства
При кажущейся сложности, схема зарядного устройства простая и состоит из нескольких простых законченных схем.
Если для повторении этой схемы зарядного устройства у Вас не достаточно радиотехнического опыта, то можно собрать более простую схему зарядного устройства, работающего по такому же принципу. В отличие от приведенной электрической схемы, в ней нет функции автоматического отключения при полной зарядке аккумулятора.
Схема ограничителя тока на балластных конденсаторах
В конденсаторном зарядном устройстве регулировка величины и стабилизация силы тока заряда аккумулятора обеспечивается за счет включения последовательно с первичной обмоткой силового трансформатора Т1 балластных конденсаторов С4-С9. Чем больше емкость конденсатора, тем больший будет ток заряда аккумулятора. Практически это законченный вариант зарядного устройства, можно подключить после диодного моста для зарядки аккумулятор и зарядить его, но надежность такой схемы зарядного устройства очень низкая. Если нарушится контакт с клеммами аккумулятора, то конденсаторы и трансформатор выйдут из строя.
Емкость конденсаторов, которая зависит от тока и величины напряжения на вторичной обмотке трансформатора, можно приблизительно определить по формуле, но легче ориентироваться по данным таблицы.
Таблица для выбора емкости конденсаторов в зависимости от требуемой величины тока заряда аккумулятора | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ток заряда аккумулятора, А | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 9,0 |
Номинал конденсатора, мкF | 1,0 | 3,4 | 8,0 | 12,0 | 16,0 | 20,0 | 24,0 | 28,0 | 32,0 | 36,0 |
Для регулировки, чтобы сократить количество конденсаторов, их можно подключать параллельно группами. У меня переключение осуществляется с помощью двух галетного переключателя, но можно поставить несколько тумблеров.
Схема защиты от неправильного подключения полюсов аккумулятора и измерений
Защиту от не правильного подключения аккумулятора к выводам зарядного устройства обеспечивает реле Р3. Если аккумулятор подключен не правильно, диод VD13 не пропускает ток, реле обесточено, контакты реле К3.1 разомкнуты и ток не поступает на клеммы аккумулятора. При правильном подключении реле срабатывает, контакты К3.1 замыкаются, и аккумулятор подключается к схеме зарядки. Такую схему защиты от переполюсовки и измерения тока заряда аккумулятора и напряжения при подключении аккумулятора к зарядному устройству можно использовать с любым зарядным устройством, как транзисторным, так и тиристорным.
Благодаря наличию переключателя S3, при зарядке аккумулятора есть возможность контролировать не только величину тока зарядки, но и напряжение. При верхнем положении S3, измеряется ток заряда, при нижнем – напряжение. Если зарядное устройство не подключено к электросети, то вольтметр покажет напряжение аккумулятора, а когда идет зарядка аккумулятора, то напряжение зарядки. В качестве головки применен микроамперметр М24 с электромагнитной системой. R17 шунтирует головку в режиме измерения тока, а R18 служит делителем при измерении напряжения. На сайте есть отдельные статьи, посвященные вопросам измерения напряжения и силы тока.
Схема автоматики зарядного устройства автомобильного аккумулятора
Для питания операционного усилителя и создания опорного напряжения применена микросхема стабилизатора DA1 типа 142ЕН8Г на 9В. Микросхема это выбрана не случайно. При изменении температуры корпуса микросхемы на 10 градусов, выходное напряжение изменяется не более чем на сотые доли вольта.
Система автоматического отключения зарядки при достижении напряжения 15,6В выполнена на половинке микросхемы А1.1. Вывод 4 микросхемы подключен к делителю напряжения R7, R8 с которого на него подается опорное напряжение 4,5В. Вывод 4 микросхемы подключен к другому делителю на резисторах R4-R6, резистор R5 подстроечный для установки порога срабатывания автомата. Величиной резистора R9 задается порог включения зарядного устройства 12,54В. Благодаря применению диода VD7 и резистора R9, обеспечивается необходимый гистерезис между напряжением включения и отключения заряда аккумулятора.
Работает схема следующим образом. При подключении к зарядному устройству автомобильного аккумулятора, напряжение на клеммах которого меньше 16,5В, на выводе 2 микросхемы А1.1 устанавливается напряжение достаточное для открывания транзистора VT1, транзистор открывается и реле P1 срабатывает, подключая контактами К1.1 к электросети через блок конденсаторов первичную обмотку трансформатора и начинается зарядка аккумулятора. Как только напряжение заряда достигнет 16,5В, напряжение на выходе А1.1 уменьшится до величины, недостаточной для поддержания транзистора VT1 в открытом состоянии. Реле отключится и контакты К1.1 подключат трансформатор через конденсатор дежурного режима С4, при котором ток заряда будет равен 0,5А. В таком состоянии схема зарядного устройства будет находиться, пока напряжение на аккумуляторе не уменьшится до 12,54В. Как только напряжение установится равным 12,54В, опять включится реле и зарядка пойдет заданным током. Предусмотрена возможность, в случае необходимости, переключателем S2 отключить систему автоматического регулирования.
Таким образом, система автоматического слежения за зарядкой аккумулятора, исключит возможность перезаряда аккумулятора. Аккумулятор можно оставить подключенным к включенному зарядному устройству хоть на целый год. Такой режим актуален для автолюбителей, которые ездят только в летнее время. После окончания сезона автопробега можно подключить аккумулятор к зарядному устройству и выключить только весной. Даже если в электросети пропадет напряжение, при его появлении зарядное устройство продолжит заряжать аккумулятор в штатном режиме
Принцип работы схемы автоматического отключения зарядного устройства в случае превышения напряжения из-за отсутствия нагрузки, собранной на второй половинке операционного усилителя А1.2, такой же. Только порог полного отключения зарядного устройства от питающей сети выбран 19В. Если напряжение зарядки менее 19В, на выходе 8 микросхемы А1.2 напряжение достаточное, для удержания транзистора VT2 в открытом состоянии, при котором на реле P2 подано напряжение. Как только напряжение зарядки превысит 19В, транзистор закроется, реле отпустит контакты К2.1 и подача напряжения на зарядное устройство полностью прекратится. Как только будет подключен аккумулятор, он запитает схему автоматики, и зарядное устройство сразу вернется в рабочее состояние.
Конструкция автомобильного зарядного устройства
Все детали зарядного устройства размещены в корпусе миллиамперметра В3-38, из которого удалено все его содержимое, кроме стрелочного прибора. Монтаж элементов, кроме схемы автоматики зарядного устройства, выполнен навесным способом.
Конструкция корпуса миллиамперметра, представляет собой две прямоугольные рамки, соединенные четырьмя уголками. В уголках с равным шагом сделаны отверстия, к которым удобно крепить детали.
Силовой трансформатор ТН61-220 закреплен на четырех винтах М4 на алюминиевой пластине толщиной 2мм, пластина в свою очередь прикреплена винтами М3 к нижним уголкам корпуса. Силовой трансформатор ТН61-220 закреплен на четырех винтах М4 на алюминиевой пластине толщиной 2мм, пластина в свою очередь прикреплена винтами М3 к нижним уголкам корпуса. На этой пластине установлен и С1. На фото вид зарядного устройства снизу.
К верхним уголкам корпуса закреплена тоже пластина из стеклотекстолита толщиной 2мм, а к ней винтами конденсаторы С4-С9 и реле Р1 и Р2. К этим уголкам также прикручена печатная плата, на которой спаяна схема автоматического управления зарядкой аккумулятора. Реально количество конденсаторов не шесть, как по схеме, а 14, так как для получения конденсатора нужного номинала приходилось соединять их параллельно. Конденсаторы и реле подключены к остальной схеме зарядного устройства через разъем (на фото выше голубой), что облегчило доступ к другим элементам при монтаже.
На внешней стороне задней стенки установлен ребристый алюминиевый радиатор для охлаждения силовых диодов VD2-VD5. Тут так же установлен предохранитель Пр1 на 1А и вилка, (взята от блока питания компьютера) для подачи питающего напряжения.
Силовые диоды зарядного устройства закреплены с помощью двух прижимных планок к радиатору внутри корпуса. Для этого в задней стенке корпуса сделано прямоугольное отверстие. Такое техническое решение позволило к минимуму свести количество выделяемого тепла внутри корпуса и экономии места. Выводы диодов и подводящие провода распаяны на не закрепленную планку из фольгированного стеклотекстолита.
На фотографии вид зарядного устройства для аккумуляторов с правой стороны. Монтаж электрической схемы выполнен цветными проводами, переменного напряжения – коричневым, плюсовые – красным, минусовые – проводами синего цвета. Сечение проводов, идущих от вторичной обмотки трансформатора к клеммам для подключения аккумулятора должно быть не менее 1мм2.
Шунт амперметра представляет собой отрезок высокоомного провода константана длиной около сантиметра, концы которого запаяны в медные полоски. Длина провода шунта подбирается при калибровке амперметра. Провод я взял от шунта сгоревшего стрелочного тестера. Один конец из медных полосок припаян непосредственно к выходной клемме плюса, ко второй полоске припаян толстый проводник, идущий от контактов реле Р3. На стрелочный прибор от шунта идут желтый и красный провод.
Схема автоматического регулирования и защиты от неправильного подключения аккумулятора к зарядному устройству спаяна на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. На фотографии представлен внешний вид собранной схемы.
Рисунок печатной платы схемы автоматического регулирования и защиты простой, отверстия выполнены с шагом 2,5мм. Такую печатную плату можно изготовить в домашних условиях самостоятельно. На фотографии вид печатной платы со стороны установки деталей.
Шкала стрелочного прибора милливольтметра В3-38 не подходила под требуемые измерения, пришлось начертить на компьютере свой вариант, напечатал на плотной белой бумаге и клеем момент приклеил сверху на штатную шкалу. Благодаря большему размеру шкалы и калибровки прибора в зоне измерения, точность отсчета напряжения получилась 0,2В.
На провода для подключения автомобильного аккумулятора к зарядному устройству с одной стороны установлены зажимы типа крокодил, с другой стороны разрезные наконечники. Для подключения плюсового вывода аккумулятора выбран красный провод, для подключения минусового – синий. Сечение проводов для подключения к устройству аккумулятора должно быть не менее 1мм2.
К электрической сети зарядное устройство подключается с помощью универсального шнура с вилкой и розеткой, как применяется для подключения компьютеров, оргтехники и других электроприборов.
Детали автомобильного зарядного устройства
Силовой трансформатор Т1 применен типа ТН61-220, вторичные обмотки которого соединены последовательно, как показано на схеме. Так как КПД зарядного устройства не менее 0,8 и ток заряда обычно не превышает 6А, то подойдет любой трансформатор мощностью 150 ватт. Вторичная обмотка трансформатора должна обеспечить напряжение 18-20В при токе нагрузки до 8А. Если нет готового трансформатора, то можно взять любой подходящий по мощности и намотать новую вторичную обмотку. Рассчитать количество витков можно с помощью специального калькулятора для расчета трансформаторов. Скачать простой калькулятор для расчета параметров трансформаторов мощностью до 500 ватт Вы можете с моего сайта. Программа калькулятора состоит из одного файла 180 КБ и не требует установки, достаточно запустить исполняемый файл и калькулятор готов к расчету.
Конденсаторы С4-С9 типа МБГЧ на напряжение не менее 350В. Можно использовать конденсаторы любого типа, рассчитанные на работу в цепях переменного тока.
Диоды VD2-VD5 подойдут любого типа, рассчитанные на ток 10А. VD7, VD11 - любые импульсные кремневые. VD6, VD8, VD10, VD5, VD12 и VD13 любые, выдерживающие ток 1А. Светодиод VD1 – любой, VD9 я применил типа КИПД29. Отличительная особенность этого светодиода, что он меняет цвет свечения при смене полярности подключения. Для его переключения использованы контакты К1.2 реле Р1. Когда идет зарядка основным током светодиод светит желтым светом, а при переключении в режим подзарядки аккумулятора – зеленым. Вместо бинарного светодиода можно установить любых два одноцветных.
В качестве операционного усилителя выбран КР1005УД1, аналог зарубежного AN6551. Такие усилители применяли в блоке звука и видео в видеомагнитофоне ВМ-12. Усилитель хорош тем, что не требует двух полярного питания, цепей коррекции и сохраняет работоспособность при питающем напряжении от 5 до 12В. Заменить его можно практически любым аналогичным.
Реле Р1 и Р2 любые на напряжение 9-12В и контактами, рассчитанными на коммутируемый ток 1А. Р3 на напряжение 9-12В и ток коммутации 10А, например РП-21-003. Если в реле несколько контактных групп, то их желательно запаять параллельно.
Переключатель S1 любого типа, рассчитанный на работу при напряжении 250В и имеющий достаточное количество коммутирующих контактов. Если не нужен шаг регулирования тока в 1А, то можно поставить несколько тумблеров и устанавливать ток заряда, допустим, 5А и 8А. Если заряжать только автомобильные аккумуляторы, то такое решение вполне оправдано. Переключатель S2 служит для отключения системы контроля уровня зарядки. В случае заряда аккумулятора большим током, возможно срабатывание системы раньше, чем аккумулятор зарядится полностью. В таком случае можно систему отключить и продолжить зарядку в ручном режиме.
Электромагнитная головка для измерителя тока и напряжения подойдет любая, с током полного отклонения 100мкА, например типа М24. Если нет необходимости измерять напряжение, а только ток, то можно установить готовый амперметр, рассчитанный на максимальный постоянный ток измерения 10А, а напряжение контролировать внешним стрелочным тестером или мультиметром, подключив их к контактам аккумулятора.
Настройка блока автоматики автомобильного зарядного устройства
Правильно собранное устройство в настройке не нуждается, кроме установки переменным резистором R5 верхнего порога отключения зарядки. Но прежде чем собирать схему полностью, необходимо сделать и откалибровать шунт R17 для измерения величины тока и подобрать добавочный резистор R18 для измерения напряжения стрелочным индикатором и желательно подобрать номиналы конденсаторов С4-С9 практическим путем с конкретным трансформатором, подключив аккумулятор через амперметр к диодному мосту частично собранного зарядного устройства.
Для проверки порогов срабатывания реле, нужно не включая устройство заряда в сеть, подключить регулируемый блок питания с выходным клеммам зарядного устройства. Изменяя величину подаваемого напряжения по щелчкам реле проверить и отрегулировать уровни в случае необходимости.
Упрощенный вариант схемы автомобильного зарядного устройства
Если автоматическое прекращение зарядки аккумулятора не является актуальным или трудно собрать электронную защиту, предлагаю схему упрощенного варианта зарядного устройства аккумуляторов, обладающую всеми достоинствами выше предложенной. Из схемы удалена автоматика, электронная защита и измерительный прибор, а для защиты от случайного отключения от зарядного устройства аккумулятора, установлен дополнительный маломощный трансформатор, диодный мост и реле.
Принцип работы стабилизатора тока и системы защиты от неправильного подключения аккумулятора остался прежним. А схема защиты несколько изменилась. После подключения аккумулятора к зарядному устройству срабатывает реле Р2 и замыкаются его контакты К2, аккумулятор подключается к силовому диодному мосту VD3-VD6. Для того, что бы пошел заряд, нужно нажать на кнопку «Пуск», напряжение пойдет на трансформатор Т2, и на выходе моста VD7-VD10 на конденсаторе С7 появится напряжение постоянное около 30В, которое за вычетом напряжения аккумулятора запитает напряжением около 12В реле Р1. Реле сработает и замкнутся его контакты К1, закоротив кнопку S2 «Пуск». После отпускания кнопки схема зарядного устройства продолжит работу. Если случайно аккумулятор отключится от зарядного устройства, напряжение на выходе диодного моста VD3-VD6 резко возрастет, а на обмотке реле Р1, наоборот, уменьшится, реле отключится и его контакты К1 разомкнутся, отключив схему зарядного устройства от питающей сети. Недостатком релейной схемы защиты является прекращение заряда аккумулятора в случае пропадания напряжения питающей сети.
Трансформатор Т2 любой мощности с выходным переменным напряжением около 25В. В качестве реле хорошо подойдут автомобильные, рассчитанные на напряжение 12В.
Порядок зарядки автомобильного аккумулятора зарядным устройством
Перед зарядкой снятый с автомобиля аккумулятор необходимо очистить от грязи и протереть его поверхности, для удаления кислотных остатков, водным раствором соды. Если кислота на поверхности есть, то водный раствор соды пенится. Если аккумулятор имеет пробки для заливки кислоты, то все пробки нужно выкрутить, для того, что бы образующиеся при зарядке в аккумуляторе газы могли свободно выходить. Обязательно нужно проверить уровень электролита, и если он меньше требуемого, долить дистиллированной воды. Далее нужно переключателем S1 на зарядном устройстве выставить ток заряда и подключить аккумулятор к его клеммам. Если переключатель S3 находится в нижнем положении, то стрелка прибора на зарядном устройстве сразу покажет напряжение, которое выдает аккумулятор. Осталось вставить вилку сетевого шнура в розетку и процесс зарядки аккумулятора начнется. Вольтметр уже начнет показывать напряжение зарядки.
Согласно теории, заряжать аккумулятор можно током, не хватающей ему емкости до полной зарядки. То есть, если аккумулятор имеет емкость 50 ампер часов и заряжен на половину, то в первый момент заряда можно установить ток 25А и с каждой минутой его уменьшать, вплоть до нуля при полной зарядке. На таком принципе работают некоторые автоматические зарядные устройства, позволяющие всего за несколько часов полностью зарядить автомобильный аккумулятор. Но такие зарядные устройства очень дорогие. Да и необходимость в таком зарядном устройстве не возникнет, если зарядить аккумулятор заблаговременно.
Технические характеристики
Для чего необходимы зарядные устройства
Разновидности зарядных устройств
Стоимость и приобретение зарядного устройства для автомобиля
Часто причиной отказа двигателя запускаться является «севший» аккумулятор. Это случается, в основном, когда приходится обогревать салон, пользоваться фарами и включать другие потребители электрической энергии. Чаще проявляется в холодное время года.
При работающем двигателе аккумуляторная батарея подзаряжается генератором. Низкая температура требует, чтобы батарея была максимально заряжена. При недостатке мощности для запуска двигателя придется спешно искать водителя, который согласится «дать прикурить» от своего автомобиля или взять на буксир для запуска с разгона. Данные методы опасны для электроники вашей машины.
Для правильного подбора устройства выясните тип установленного аккумулятора и определите, какой режим подзарядки вы будете использовать. Применяется заряд с постоянной величиной тока и заряд с постоянной величиной напряжения. При зарядке с постоянной силой тока может произойти закипание электролита на последних минутах заряда.
При заряде с постоянным напряжением в конце процесса сильно падает сила тока, и возможна неполная зарядка батареи. Существуют устройства, заряжающие батарею сначала в 1-ом режиме, а в конце зарядки переходит на 2-ой режим. Устройства, способные работать, переключаясь в автоматическом режиме, имеются в продаже, но у них существенно выше стоимость.
Для выбора стоит знать, что устройства бывают трансформаторными (без преобразования частоты) и импульсными. Их легко отличить по весу. Импульсное устройство имеет трансформатор, но его размер и вес гораздо меньше. Работает на высоких частотах.
Берите устройство с запасом по величине зарядного тока, чтобы оно не работало на пределе. У вас есть возможность выбрать пуско-зарядное устройство, которое может работать не только в режиме зарядки, но и в режиме запуска двигателя. Это более мощное и более дорогое устройство.
Вас может заинтересовать зарядное устройство SMART Power CAR-TO-CAR. Для зарядки надо подсоединить устройство к прикуривателю вашего автомобиля и к прикуривателю автомобиля-донора. Длина провода составляет 6 метров. Безопасно для электронных устройств, снабжено индикаторами, полная зарядка происходит за 15 минут.
Зарядное устройство поможет не попадать в ситуации, приводящие не только к нервным тратам, но и, возможно, к затратам материальным. Замена электроники, пострадавшей при попытках завестись «прикуриванием» или «с толкача», стоит дорого. Своевременная подзарядка продлевает время эксплуатации батареи.
ПЗУ
Зима – не лучшее время для автовладельцев: холодный салон, необходимость «переобувать» машину, а в особо морозные дни еще и завести автомобиль проблематично. Чтобы «оживить» севший аккумулятор и помочь ему запустить двигатель, пригодятся пуско-зарядные устройства.
К выбору такого необходимого устройства нужно подходить ответственно, чтобы не потратить средства зря на оборудование, которое Вам не подошло. Итак, самое главное, что надо знать – это особенности и параметры вашего аккумулятора. От вольтажа и емкости батареи будет зависеть, какой тип зарядного устройства стоит покупать, какая мощность будет достаточной и какая сила тока запустит двигатель, не повредив аккумулятор.
Виды ПЗУ
В зависимости от назначения все подобные устройства делятся на 3 категории:
Пусковые устройства – используются в ситуации, когда владельцу автомобиля нужно ехать, но времени на зарядку аккумулятора нет. В этом случае вас выручит Telwin Speed Start 1812. Внутри пускового устройства встроен герметичный аккумулятор, благодаря которому аппарат будет готов к работе в любых условиях, для него не нужна сетевая розетка. Для путешественников эта вещь будет практически незаменима, а кроме прочего Telwin Speed Start 1812 имеет компактные размеры.
Это пусковое устройство подходит для транспортных средств с электрической системой 12 В. Его энергии хватит для того, чтобы запустить не только легковой автомобиль, но и грузовую машину, трактор или катер.
Но используют его не только для того, чтобы завести двигатель. Пусковое устройство может служить источником питания для прибора, потребляющего 12 В. Любую автомобильную технику (магнитолу, кондиционер) можно запитать через розетку-прикуриватель.
Что касается обслуживания устройства, то пользователям потребуется заряжать его, но эта задача не будет обременительной: после запуска двигателя нужно сразу подключить ПУ его через блок питания к сети (230 В) на 12 часов. В период простоя заряжайте батареи каждые 3 месяца.
Зарядные устройства – производят восстановление заряда аккумулятора за определенный период времени (для каждой конкретной модели оно свое). Это оборудование необходимо автовладельцам, которые «решают стать пешеходами» на длительный период времени (например, на зиму оставляют в гараже). Естественно, все попытки завести ее весной не приведут к положительному результату. Поэтому в таком случае на ночь к зарядному устройству нужно подключить аккумулятор, и к утру он будет готов к запуску двигателя.
Для владельцев мототехники вполне подойдет модель зарядного устройства Сорокин 4A. 12/6В. 220В 12.94. Это универсальное оборудование, которое предназначено для работы как с 6-ти, так и с 12-тивольтовыми аккумуляторами. В комплект входят провода с контактами-крокодилами и кольцевые клеммы, что значительно расширяет ряд устройств, которые можно зарядить с помощью этого ЗУ.
Если нужно подзарядить аккумулятор легкого грузовика, то под рукой лучше иметь Telwin Nevaboost 140 230 V от итальянской компании, широко известной по всему миру высоким качеством производимой продукции. Оборудование предназначено для работы со свинцовыми аккумуляторами на 12 В с жидким электролитом, максимальный ток зарядки составляет 20А. Главным преимуществом устройств является функция зарядки аккумулятора в ускоренном режиме – Boost, когда в экстренном случае оно за 15 минут подзарядит аккумулятор.
В случае, если Вы ищете мощное зарядное устройство для грузовика, то советуем остановить свой выбор на модели ЗУ Telwin alpine 50 boost 230V. Оно применяется для зарядки свинцовых аккумуляторов, которые используются в машинах с бензиновыми и дизельными двигателями. Аппарат отличается тем, что может обслуживать батареи емкостью до 500 А*ч. Кроме того в нем есть функция быстрой зарядки, которая осуществляется в течение 15 минут и позволяет в экстренном случае оперативно завести двигатель.
Пуско-зарядные устройства – как видно из названия, они совмещают в себе сразу обе функции: могут как зарядить аккумулятор, так и запустить двигатель автомобиля. Очень привлекательный вариант, ведь одно такое устройство выйдет дешевле, чем покупка отдельно пускового и зарядного.
Среди этой категории ПЗУ наибольшим спросом пользуется Telwin Leader 150 Start 230V 12V. Мощность, потребляемая для зарядки и пуска, равна 300 и 1400 Вт, соответственно, а максимальная емкость – 250 А*ч. Имеет ускоренный режим работы Boost – может быстро зарядить и запустить аккумулятор. Это устройство отлично подойдет для использования в частном хозяйстве.
Если же Вам нужно мощное профессиональное оборудование, то присмотритесь к BlueWeld Major 620 Start 829639, способному заряжать несколько батарей одновременно. Его большой вес, который обусловлен высокой мощностью, в 4 раза больше, чем у предыдущей модели. Поэтому для более простой транспортировки производитель оборудовал его колесами и ножкой для устойчивого положения на любой поверхности. Устройство прослужит Вам долго время, так как у него есть встроенная защита от перегрузок и случайного изменения полярности.
По способу работы ПЗУ делятся на традиционные и автоматические. Традиционные дешевле и проще в обслуживании. Но они не защищены от ошибок автовладельцев: перепутанные клеммы станут серьезной проблемой, которая приведет к поломке аппарата. Автоматические зарядные устройства позволяют устанавливать силу тока и регулировать работу оборудования. Также они защищены от перегрузок и коротких замыканий. Такое оборудование не сломается, если вы случайно перепутаете клеммы.
Режимы зарядки аккумулятора
Как было упомянуто выше, некоторые модели могут заряжать аккумулятор в двух режимах:
- Ускоренный – используется более высокий ток (более 10% от емкости аккумулятора), что позволяет осуществить частичную зарядку за короткий срок. Однако, не стоит использовать этот режим часто – это значительно сократит срок службы аккумулятора.
- Обычный - действует с меньшим током и занимает длительное время. Воздействие тока оптимальных параметров способствует более полному растворению сульфата на пластинах, что положительно сказывается на емкости аккумулятора.
Емкость аккумулятора (А/ч) | Свинцовый | Гелевый | AGM | |||
Способ зарядки (А) | ||||||
Обычная |
Быстрая |
Обычная |
Быстрая |
Обычная |
Быстрая |
|
20 | 2А | 6-14А | 5А | 10-14А | 5А | 10-14А |
60 | 6А | 18-55А | 15А | 30-55А | 15А | 30-55А |
100 | 10А | 30-70А | 25А | 50-70А | 25А | 50-70А |
150 | 15А | 45-100А | 35А | 75-100А | 35А | 75-100А |
200 | 20А | 60-140А | 50А | 100-140А | 50А | 100-140А |
Пуско-зарядные устройства являются необходимым оборудованием для любого автовладельца, заботящегося о своем автомобиле. Оно не только помогает поддерживать батареи в должном состоянии, но и выручит в случае экстренной ситуации.
На нашем сайте представлен широкий выбор ПЗУ для любой категории техники, от мотоциклов до грузовых. Приобрести понравившуюся модель очень просто – достаточно позвонить по бесплатному номеру телефона 8-800-333-83-28. Менеджеры предоставят Вам полную информацию о выбранном товаре.
Как заряжать?
Как правильно зарядить аккумулятор Любой автомобилист, особенно не обремененный лишними деньгами, рано или поздно сталкивается с проблемой «севшего» аккумулятора. Как правильно зарядить аккумулятор? Чем зарядить? Снимать ли с автомобиля? Заряжать ли дома? Насколько опасен этот процесс? Эти и еще множество вопросов неизбежно возникают в голове автолюбителя. Рассмотрим каждый случай подробно и доступно. Ведь от того,как правильно зарядить аккумулятор, зависит, будем ли мы ехать или ходить пешком.
Зарядку аккумуляторной батареи производится с помощью зарядного устройства (ЗУ) . Таких устройств существует несколько типов имеющих как незначительные, так и принципиальные различия. Общее у них одно – принцип работы. Переменный ток питающей сети они преобразуют в постоянный. Многие зарядные устройства имеют вариаторы, меняющие напряжение (12/24 В), реле времени, силу тока, сигнальные лампы или информационное табло. Для зарядки обычного 12-вольтового аккумулятора напряжение на клеммах, которое должно обеспечивать зарядное устройство, должно быть равно 16-16,5 Вольт. Как выбрать зарядное устройство, вы можете прочитать в этой статье.
Где именно заряжать аккумулятор?
большого значения не имеет. Можно заряжать, не снимая с автомобиля, на гаражном верстаке или даже дома. Но, только и исключительно соблюдая всю технику безопасности. Полностью очистите батарею от пыли и грязи, аккуратно снимите клеммы. Осмотрите аккумулятор на течь, «выкипание», механические повреждения.
Наденьте химически стойкие перчатки и откройте (если позволяет конструкция) пробки. Аккуратно осмотрите содержимое каждой банки, оцените уровень электролита в каждой из них. Особое внимание обратите на цвет и прозрачность электролита – он должен быть полностью прозрачен. Это можно сделать с помощью колбы ареометра. Если электролит «цветной», тёмный, имеет взвесь, хлопья – это повод насторожиться!
Здесь практически точно можно диагностировать постоянное или эпизодическое короткое замыкание пластин «грязной» банки. Такой аккумулятор к зарядке не годится. Если все в полном порядке, приступаем к зарядке. Обязательное правило – сначала подключаем клеммы к аккумулятору, и только затем включаем само зарядное устройство!
На практике автомобилисты, как правило, используют три метода зарядки. Первый – постоянным напряжением, второй – постоянным током,третий — комбинированный. Влияние этих методов на батарею практически не различается.
Метод постоянного напряжения
Заряд аккумулятора в режиме постоянного напряжения предполагает прямую зависимость уровня заряда батареи и величины зарядного напряжения. Например, при зарядном напряжении 14.4 вольта обеспечит зарядку аккумулятора в течение двух суток. Если же напряжение поднять до 16,5 вольта – батарея будет полностью готова через сутки.
В самом начале процесса зарядки ток достигает порой огромных значений в 45-55 ампер! Поэтому все зарядные устройства изначально имеют ограничивающие схемы, подающие не более 20-25 ампер. В процессе заряда батареи, последняя набирает «силу» на напряжение на клеммах постепенно стремится сравняться с напряжением зарядного устройства, а зарядная сила, наоборот, постепенно падает до нуля. Такой метод зарядки считается самым безопасными и щадящим, и присутствия человека не требует. Окончание зарядки знаменуется, как правило, загорающимся индикатором. Полное напряжение заряженной и исправной батареи должно быть 14,4В.
Метод постоянного тока
Заряд аккумулятора методом постоянной величины зарядного тока требует внимательности и присутствия. Для данного режима заряда важно постоянная корректировка необходимого ампеража в течение всего процесса. Например, стандартную батарею в 60А/ч требуется заряжать током в 6 ампер в течение 20 часов, при этом постоянно, каждый час, контролировать и корректировать силу тока.
Как только напряжение составит 14,4 В, силу тока нужно уменьшить в два раза (3А), при достижении 15 В – до 1,5 А. Аккумулятор считается полностью заряженным если, если зарядное напряжение стабильно в течение 1-2 часов. Обратите внимание, что финальный этап заряда сопровождается обильным газовыделением («кипением» банок), поэтому необходимо соблюдать осторожность. Недостаток данного режима очевиден: «кипение» и необходимость постоянного контроля.
Комбинированный метод
Большинство выпускаемых в настоящее время зарядных устройств основываются именно на этом методе.Сначала идет заряд постоянным током,а заканчивается постоянным напряжением.Нужно сказать,что такие устройства полностью автоматизированы, и не требуют человеческого участия. Вплоть до того,что при полной зарядке аккумуляторной батареи,они сами выключаются.
Экспресс-зарядка аккумулятора
Иногда требуется очень быстрая подзарядка, практически лишь только для запуска двигателя. Это не лучший вариант для аккумулятора, однако, из-за необходимости применяется довольно часто.
Снимаем клеммы аккумулятора, аккуратно очищаем их. Подсоединяем клеммы зарядного устройства, строго соблюдая полярность. Регулятор тока выставляется на максимум, таймер включаем на 15-20 минут. В случае отсутствия таймера – просто засекаем время. По окончании экспресс-зарядки установите батарею на автомобиль и попытайтесь завести двигатель. Если разряд аккумулятора составляет более 50%, он будет в состоянии полностью зарядиться на ходу от генератора автомобиля. Если менее – стационарной зарядки не избежать.
Полная (глубокая) зарядка
Если времени у вас достаточно – проведите полную и тщательную зарядку. Это несравненно полезнее для «здоровья» вашей батареи. В данном случае ток зарядки ставится на минимум и включаем на зарядку на 6-10 часов. Время может значительно варьироваться в зависимости от типа ЗУ, аккумулятора, глубины разряда, температуры окружающего воздуха и прочих обстоятельств – его вы определите сами, практически. Готовность батареи можно определить по информации на дисплее или стрелочном указателе зарядного устройства, другой его индикации.
Зарядка нового аккумулятора
Несмотря на то, что в статье: «Как выбрать аккумулятор«, мы настоятельно рекомендовали покупать «готово- заряженную» батарею, но бывают такие обстоятельства, когда даже новый аккумулятор нужно довести до ума, прежде чем приступить к его эксплуатации. Ничего страшного здесь нет. Возможно такой аккумулятор долго лежал в продаже, поэтому заряжаем его малым током в течении нескольких часов. Экспресс-заряд и заряд постоянным зарядным током применять крайне нежелательно! Проверяем уровень и плотность электролита,ставим на машину.
Как проверить зарядку аккумулятора
Заряд аккумулятора можно проверить как токовой нагрузкой, мультиметром или нагрузочной вилкой, так и путем замера плотности электролита ареометром. Ареометр – простой прибор, представляющий собой емкость с грушей для набора жидкости и плавающим внутри «поплавком», имеющий соответствующую градацию. Полный заряд батарей покажет плотность электролита в 1,28 г/куб.см. При разряде на 50% плотность падает до 1,20 г/куб.см.
Полностью разряженный аккумулятор будет иметь плотность электролита 1,10 г/куб.см. Замер плотности нужно производить во всех банках. При этом допускается разность в плотности в пределах +/- 0,01 г/куб.см. Если плотность в банках именно такова – отлично! Значит батарея полностью исправна, нет внутренних замыканий. В случае же, если разность плотности электролита достигает 0.10 – 0.15 г/куб.см. – повод задуматься, и проверить аккумулятор более тщательно.
Техника безопасности при зарядке аккумулятора
Аккумуляторы содержат кислоту, поэтому при работе с ними необходимо помнить об элементарных требованиях безопасности.
- применяйте химически стойкие перчатки и очки;
- заряд аккумулятора проводите в хорошо проветриваемом помещении! Помните, что при зарядке, как правило, выделяются химически активные и ядовитые вещества – такие как сернистый газ, арсин и другие. Внимание! Они имеют свойство осаждаться на поверхностях помещения и долгое время травить своих владельцев. Поэтому использовать жилище для этого процесса нежелательно.
- исключите открытое пламя, курение и искрение приборов и механизмов в процессе зарядки! Помните, в процессе выделяется очень много водорода! При смешивании с кислородом, находящимся в воздухе образуется взрывоопасная смесь!
- питающая сеть должна быть снабжена автоматом, отключающим питание в случае короткого замыкания в электросхеме зарядного устройства.
Как правильно и безопасно «прикурить»
Ехать надо, а аккумулятор окончательно сел… Что делать? Конечно же — «прикурить»! Достаточно распространенная автопомощь, которая, к сожалению, делается не всегда правильно и безопасно. Как же правильно «прикуривать»?
- Использовать только специальные кабели! Именно специальные – толстые (с большим сечением), гибкие (мало ли какие изгибы могут понадобиться) и разноцветные (чтобы не спутать полярность). На концах должны быть только ребристые зажимы – «крокодилы». Никаких «накруток», самодельных зажимов/клемм и прочего – это опасно искрением и взрывом!
- Припарковать автомашину максимально близко и удобно, но обязательно исключить непосредственный (электрический) контакт автомобилей.
- Автомобили ставятся на ручные тормоза, «нейтраль», все без исключения электроприборы отключаются.
- Сначала красным проводом соединяем «плюсы» батарей.
- Далее черным (синим) проводом подключаем сначала к отрицательному бору «помощника», а затем (внимание!) – к любой неокрашенной детали автомобиля – «страдальца». Это важно! В случае прямого подключения к клемме разряженного аккумулятора, он мгновенно разрядит «здоровый»! Этого делать нельзя!
- Убедиться, что провода лежат свободно и безопасно, не касаясь подвижных частей автомобиля. Например, отсутствует риск «намотки» проводов на вентилятор системы охлаждения.
- Запускаем двигатель автомобиля-донора на время от 2 до 10 минут. Далее – глушим двигатель и проверяем, не «ожил» ли разряженный аккумулятор. Если нет – процедуру повторяем. Если все прошло успешно – глушим двигатель и отсоединяем провода строго в обратном порядке.
- «Прикуривание» от зарядного или зарядно-пускового устройства полностью аналогично.
Важно:
- Не стоит «прикуривать» двухтонный внедорожник от малолитражки – добьетесь вы вряд ли чего-то существенного, а вот «убить малыша» можете запросто;
- Не стоит «прикуривать» при температуре ниже -15ОС;
- «Прикуривать» можно только при 100% уверенности, что разряженный аккумулятор – технически ИСПРАВЕН. Для этого вам придется сделать экспресс-проверку, следуя советам, данными ранее (целостность, уровень и цвет электролита, срок эксплуатации батареи). Внимание! Неисправная батарея может привести к взрыву!
- Не прикасаться к проводам во время процесса – можно получить ожог или травму!
- Помните! Процесс «прикуривания» разрешен автопроизводителями неофициально. Официально же, при повреждениях автомобиля и его владельца из-за неправильного процесса, автомобиль могут снять с гарантии, а о страховках можно забыть! Вы делаете это на свой страх и риск!
- Если ваш автомобиль не полностью исправен, аккумулятор не первой свежести, или автомобиль просящего вызывает аналогичные подозрения – смело откажитесь помогать! Лучше перетерпеть неприятную минуту и обвинения в нечуткости, чем «разгребать» последствия взрыва аккумулятора, пожара или увечий.
- Обязательно купите специальные провода для «прикуривания», храните их бережно и всегда пользуйтесь только ими – это гарантия их исправности!
По теме
Вход в систему
Это интересно
Качественная зарядка автомобильного аккумулятора. Как...
|
Как заряжать аккумулятор для автомобиля? Практические...
Ремонт и восстановление аккумулятора Конструкция АКБ не предусматривает их... |