Наступает пора, когда выглянув осенним утром в окно, видишь, что дороги побелели от...
Типы и виды шин для разных автомобилей. Как подобрать надежные шины для авто разных марок.
Внедорожные шины – это особый вид покрышек, к которым водители предъявляют совершенно другие требования, нежели к резине для обычных легковых авто.
Дело в том, что их эксплуатируют в других условиях. Именно поэтому для них гораздо важнее иные качества и показатели. Вместо примерного поведения на асфальте от внедорожной резины в большей степени требуется повышенная проходимость по грунтовкам, вместо эффективного сопротивления аквапланированию – способность к самоочищению. При этом «стандартный набор» для повседневных шин вроде неплохих сцепных свойств на асфальтовой дороге (сухой и мокрой), приемлемой комфортности и невысокой шумности никто не отменял.
Вопрос только в компромиссе качеств. Как правило, шинные производители стараются найти золотую середину между поведением покрышек на асфальте и их проходимостью по грунтовкам. Чем лучше первое, тем хуже второе. И наоборот. В этом плане свой выбор должны сделать и владельцы машин. Что им нужно в большей степени? Хорошую проходимость в ущерб поведению шин на асфальте? Отменную управляемость и надёжное сцепление на обычной дороге? Таким образом, нужно купить внедорожные шины с оглядкой на те задачи, которые они будут решать чаще.
Типы шин для внедорожников
Для удобства внедорожные шины можно поделить на следующие типы:
В первой категории покрышек находятся автошины, которые в первую очередь предназначены для эксплуатации в городском режиме. Приобретая данную резину, покупатель должен обращать внимание на технические характеристики, соответствующие покрышкам для легковых машин. В частности, следует делать выбор в пользу шин с направленным рисунком и качественными компонентами протектора. Подобное сочетание даёт шинам для внедорожников хорошие сцепные показатели в любую погоду. С другой стороны, их эффективность на бездорожье будет оставлять желать лучшего.
Во второй группе находятся шины, устанавливаемые на внедорожники премиум-сегмента. Автовладельцы предъявляют к ним завышенные требования. Здесь должен сочетаться высокий уровень комфорта (низкая шумность и незначительные вибрации) с хорошими эксплуатационными характеристиками. Чаще всего протектор таких шин имеет небольшие блоки, обеспечивающие комфортное и тихое движение. Главный минус такой внедорожной резины – высокая цена.
К третьему классу относятся «настоящие» покрышки для внедорожников. Их конструкция сделана в угоду одной главной задаче – обеспечить наиболее высокую степень сцепления на бездорожье в любых погодных условиях. Такие шины отличаются неровным и широким протекторным рисунком, а также прочной каркасной конструкцией. Последняя нужна для эффективной работы в условиях бездорожья и снижения вероятности повреждения шины.
О маркировке
В этой части статьи мы поговорим о маркировках шин для внедорожников, выделив их отличительные черты и особенности. Всего существует четыре, так скажем, полноценных семейства: HP, HT, AT, MT.
Первое – HP или High Performance – предназначено исключительно для джипов премиум-класса. Это высокоскоростные изделия, подходящие больше для твёрдых дорожных покрытий. Зачастую рисунок протектора у этих покрышек асимметричен. Предел скорости движения на этой «люкс-резине» ограничен показателем в 210 км/ч.
HP
Представители семейства HT (Half Terrain) считаются универсальным вариантом, так как пригодны для любых моделей «тяжелых автомобилей» и дорожных покрытий. На шинах с этой маркировкой можно покорять как асфальт, так и грунт. Рисунок протектора у них классический. Предельная скорость, которая будет безопасна для вас и вашего транспортного средства, находится в пределах 180 км/ч.
HT
Шины AT также подойдут для внедорожников любого класса. Главное их отличие от HT-представителей заключается в грубом рисунке протектора с нарезкой шашек и широкими канавками. Он специально сконструирован для эффективного самоочищения. Максимальная скорость, в случае с All Terrain, будет пониже на 20 км/ч. Они предназначены для эксплуатации как на твёрдых покрытиях, так и на бездорожье.
AT
Семейство MT предназначено для внедорожников, которые, прежде всего, пригодны для путешествий по бездорожью. Его представителей называют грязевыми шинами. Стихия этих покрышек – глинистые и песчаные трассы, а также горные дороги. На обычных покрытиях они быстро изнашиваются и сильно шумят. Рисунок протектора у шин Mud Terrain – «тракторный», с защитой от боковых проколов и порезов. Скорость передвижения на грязевой резине ограничена показателем в 160 км/ч.
Как правильно выбрать зимние шины
Пожелтела и осыпается листва, птицы уже давно на юге, температура поутру устойчиво ниже + 7Сº – пора менять “летнюю обувку” на зимнюю.
Правило 1. Зимой – только на зимней. На летней - никогда. Иногда – на всесезонной, но при условии, что вы прочли статью "Всесезонные шины. Существуют ли они?". Пожелтела и осыпается листва, птицы уже давно на юге, температура поутру устойчиво ниже + 7Сº – пора менять “летнюю обувку” на зимнюю.
+7Сº – общепринятый температурный рубикон, ниже которого летняя резина не выдаст привычного Вам замедления при торможении даже на сухом асфальте. Как известно, параметры сцепления с дорогой зависят от мягкости резины, а летний состав смеси протектора – не самый лучший в этом отношении. Кроме этого, ну зачем Вам простаивать часы в очередях на шиномонтажи в “день жестянщика”?
Правило 2. Зимняя резина - не панацея. Не надо думать, что на обледенелой дороге ваша ласточка будет столь же послушна, как летом, даже если она обута в распоследний Goodyear. Вне всякого сомнения приличная зимняя резина - хорошее подспорье в холодное время года, но и она не позволяет вольностей. Вы ведь не ездите по встречной полосе, объясняя это наличием подушки безопасности в ступице рулевого колеса. Зимняя дорога коварна, о чем нельзя забывать.
Правило 3. Шипы хороши к месту. Шипованная шина хороша на льду, а на асфальте ошипованная резина обеспечивает несколько худшее сцепление с дорогой по сравнению с такой же без шипов. К тому же шиповка и шумит больше, и небезопасна при движении больше 130 км.в час (ГОСТ4754-97). В целом, если Вы пока еще не чуствуете себя профессионалом на дороге, наши зимы обязательно создадут для Вас ситуацию, когда без шипов – никак. Поэтому, для новичков – зимой шиповка, и только, если она зашипована профессионалами! Более подробно о шипованных шинах – в ближайшей статье.
Правило 4. Все колеса должны быть зимними. В автомобильных медиа и форумах не первый сезон идет спор: на какую ось надо ставить зимнюю резину, если на четыре колеса не хватает денег. Варианты следующие а) на переднюю б) на заднюю в) на ведущую г) на ведомую.
Не вдаваясь в подробности управления, торможения и выведения из заноса автомобилей с разными типами приводов и характеристиками управляемости – все автомобили (легковые) перемещаются в пространстве посредством контакта четырех колес – поэтому все четыре должны быть одинаково зимними. В противном случае, вместо того чтобы уверенно чувствовать себя на дороге, Вы будете испытывать судьбу, пытаясь ощутить или понять как поведет себя машина на ближайшем повороте, сегодня, завтра, или в День Св. Валентина по сравнению с Днем Взятия Бастилии…
Зима предлагает слишком много вариантов прохождения этого поворота, а ошибок - не прощает.
Что же делать, если денег на четыре колеса не хватает?
Займите, продайте что-нибудь ненужное или поставьте машину на прикол - дешевле выйдет.
Каким должен быть протектор? Зависит от условий эксплуатации. Если вам постоянно приходится преодолевать сугробы, нужна резина с максимально открытым рирунком протектора, и четко выделенными блоками. См. рис. если в вашем дворе регулярно убирают снег, подойдет ламелизированная модель с менее агрессивным протектором. См. рис. Скругленная боковина меньше шумит, зато с ней легче познакомиться с заносом, а нарезанные на мелкие ламели блоки хороши в большинстве случаев.
Количество и характер ламелей. Обратите на них внимание при блуждании по магазину - это тоже одно из важных отличий зимней резины от летней. Уточните у продавца, как они работают. От этого зависит – как шина управляется в поворотах.
Шипуемая или не шипуемая? (Не путать с ошипованной). Если Вы не намерены устанавливать шипы – лучше нешипуемая шина. Шипуемые шины лучше всего отработают заявленные в буклетах характеристики при наличии в них шипов. Без них – возможны варианты и неожиданности, к которым не каждый может быть готов.
Какова предпочтительная размерность резины? Диаметр колеса, а значит и дорожный просвет автомобиля, должен быть в пределах допусков и норм завода изготовителя. Допускается погрешности по наружному диаметру не более 3%.
Cложнее с шириной протектора. Чем колеса шире, тем хуже они сопротивляются боковому заносу ( это, кстати, верно и при слишком узких колесах). Чем шины уже, тем проще закопаться и намертво сесть в безобидной кучке снега.
Идеального решения не существует, поэтому приходится искать компромисс. Обычно зимний компромисс – это такие же или больше по высоте профиля шины, с несколько более узким протектором. В таком случае, более узкие шины, обеспечат лучшее сцепление на снегу, за счет увеличения удельного давления в пятне контакта. К тому же более высокий профиль уменьшит риск повреждения колесных дисков, особенно при маневрировании вблизи укрытых снегом тротуарных бордюров. К примеру, 195/65 R15 может быть заменен на 185/70R14 c соответсвующим подбором новых дисков.
Линейку возможных замен, вы можете просчитать, воспользовавшись «шинным» калькулятором.
Должна ли запаска быть зимней? Да. Если нет денег на новое колесо, купите бывшее в употреблении, оно обойдется втрое дешевле, а изношенное зимнее колесо все равно лучше летнего, да и ПДД требуют, чтобы на одной оси были установлены одинаковые колеса.
Процесс подбора зимних шин – задача не из легких. В дополнение к прочитанному, рекомендую ознакомиться со мнением авторитетных и независимых экспертов. В особенности, полезными будут результаты тестов шин проводимые изданиями, имеющими соответствующую техническую базу и постоянные связи с производителями шин. Автомобильные шины, особенно зимой, играют ключевую роль в безопасности всех участников дорожного движения.
В конце концов, ответственность, равно как удовольствие от комфортной и безопасной езды в любое время года лежит на Вас и на ником больше.
Маркировка и типоразмер шин
На боковой стороне новой шины располагается большое количество обозначений, в которых легко запутаться. Итак, Вы имеете дело с маркировкой. Этот буквенно-цифровой код определяет размеры шины и некоторые из ее ключевых характеристик, типа индикаторов нагрузки и скорости.
Большинство обозначений содержат информацию служебного характера. Однако некоторые из них могут оказаться полезными и для покупателя. Зная эти обозначения, Вы без труда сможете правильно разбираться в автошинах.
Выбирая новые автошины, полезно ознакомиться с их типоразмером.Типоразмер включает в себя три основных параметра: ширину (Ш), высоту (В) и радиус (R), а также индексы скорости и нагрузки.
Обозначение основных размеров шин
посадочный диаметр (d) на обод колеса, обозначается в дюймах;
ширина профиля (s) смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода;
серия (h) - отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
наружный диаметр (D) - диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
высота профиля (H) - разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.
Обозначения для зарубежных шин
На них могут быть некоторые другие обозначения:
"Тous terrain" - всесезонная;
"R+W" (Road + Winter) - дорожная + зимняя (универсальная);
"Retread" - восстановленная;
"Inside" - внутренняя сторона;
"Outside" - наружная сторона;
"Rotation" - направление вращения (для шин с направленным рисунком);
"Side facing inwards" - сторона, обращенная внутрь;
"Side facing outwards" - сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
"Steel" - обозначение наличия металлокорда;
"TL" - бескамерная шина;
"ТТ" или "MIT SCHLAUCH" - камерная шина.
Примеры цифровых обозначений на шинах
1) 185/70R14
215/90-15С
5,90-13С
185; 215; 5,90 - ширина профиля в мм или дюймах;
70; 90 - серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
R - обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву "D" не указывают);
14; 15; 13 - посадочный диаметр обода в дюймах;
С - индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
4) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 - ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
13 - посадочный диаметр обода в дюймах.
Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.
5) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)
31 - наружный диаметр;
10,5 - ширина профиля;
R - радиальная шина;
15 - посадочный диаметр.
Тестирование зимние шины размера 225/50 R 17 H/V.
Эксперты немецкого автомобильного издания Auto, motor und sport протестировали восемь моделей зимних нешипованных шин типоразмера 225/50 R 17 H/V. Для теста использовался автомобиль BMW 330d, а всем участникам пришлось пройти серию серьезных испытаний на снегу, а также на сухой и на мокрой дороге.
Знаете ли вы, что такое ламели? Не знаете? А следовало бы. Ведь близится зима, а значит, вашему автомобилю потребуются зимние шины. А ламели — одна из важнейших отличительных черт зимних шин.
Ламели — это тонкие, но очень глубокие прорези, нанесенные на каждый блок протектора. Эти прорези увеличивают количество сцепных граней протектора, чтобы создать наилучшее сцепление на зимней дороге. На одной 17-дюймовой зимней шине имеется порядка 4000 ламелей. Общая протяженность ламелей на четырех таких шинах составляет порядка 320 метров, что позволяет им буквально вгрызаться в снег, обеспечивая наилучшее сцепление и короткий тормозной путь. Какая модель делает это лучше — покажет наш тест, в ходе которого каждой из восьми протестированных моделей шин, установленных на автомобиль BMW 330d, семь раз подряд приходилось разгоняться от 20 до 50 км/ч и снова тормозить.
В тесте на тягу различия составляли десятую долю секунды, и виной тому был свежевыпавший снег, уравнявший результаты. Тем не менее, экспертам удалось определить общую тенденцию.
Лучший результат на зимней дороге продемонстрировали шины Continental, набравшие 95 баллов из 100 возможных. Новая Pirelli Sottozero III, Dunlop SP Winter Sport 4D, равно как и Nokian WR D3 прекрасно прошли тест на управляемость. А вот Toyo Snowprox S 953 показала себя не с лучшей стороны — с этими шинами BMW 330d проявлял то недостаточную, то избыточную поворачиваемость.
В тесте на мокрой дороге различия стали более явными. Сцепление шин Fulda и Toyo оказалось значительно ниже, чем у шести остальных моделей. В тесте на круговом треке они отстали от лидера на целых пять секунд. А при торможении на скорости 100 км/ч тормозной путь Toyo оказался на шесть метров длиннее, чем у Continental.
На мокрой дороге Continental показала себя еще лучше, чем на снегу, получив 99 баллов из 100 возможных. Во время всех испытаний на мокрой дороге вплотную к Continental шла Pirelli. Впрочем, тест на аквапланирование итальянка прошла не лучшим образом, заработав в итоге всего 92 балла.
За ней расположились «братья» — Dunlop и Goodyear, две марки одного концерна, лишь немного уступающие лидерам теста по управляемости на мокрой дороге. Далее следуют Nokian и Michelin, чье поведение на мокрой дороге оказалось слегка неуверенным, хотя и достаточно безопасным.
Различия на сухой дороге были весьма несущественными и не оказали сильного влияния на итоговые оценки.
Результаты теста.
Оценка: особенно рекомендовано.
Достоинства: отличное торможение на снегу и на мокрой дороге, хорошее сцепление на мокрой дороге, сбалансированная управляемость.
Недостатки: немного великоват тормозной путь на сухой дороге.
Pirelli Winter Sottozero III
Место: 2
Оценка: особо рекомендовано.
Достоинства: очень надежное сцепление на снегу, четкая управляемость, низкое сопротивление качению, самый короткий тормозной путь на мокрой дороге.
Недостатки: посредственная защита от аквапланирования.
Dunlop SP Wintersport 4D
Место: 3
Оценка: особо рекомендовано.
Достоинства: высокий уровень комфорта, низкая шумность, хороший боковой увод на снегу, короткий тормозной путь на мокрой дороге.
Недостатки: несбалансированное поведение на мокрой дороге.
Nokian WR D3
Место: 4
Оценка: особо рекомендовано.
Достоинства: очень эффективное торможение, высокий уровень безопасности и четкая управляемость на сухой дороге; безопасное, но немного неуверенное поведение на снегу.
Недостатки: посредственные результаты на мокрой дороге.
Goodyear Ultragrip 8 Performance
Место: 5
Оценка: рекомендовано.
Достоинства: хорошее сцепление и четкая управляемость на мокрой дороге и на снегу.
Недостатки: посредственное торможение, повышенное сопротивление качению.
Michelin Alpin 4
Место: 6
Оценка: рекомендовано.
Достоинства: очень эффективное торможение и сбалансированное поведение на снегу, высокий уровень комфорта.
Недостатки: средний тормозной путь на мокрой дороге и невысокий порог аквапланирования.
Fulda Kristall Control HP
Место: 7
Оценка: рекомендовано.
Достоинства: короткий тормозной путь и четкая передача рулевого усилия на снегу.
Недостатки: посредственные ходовые качества на мокрой дороге.
Toyo Snowprox S 953
Место: 8
Оценка: рекомендовано с ограничениями.
Достоинства: высокий уровень защиты от аквапланирования, хорошая управляемость на сухой дороге.
Недостатки: посредственное торможение на снегу и на мокрой дороге, высокое сопротивление качению.
Замена масла – маленькие хитрости
Так случилось, что Вы решили заменить масло в двигателе самостоятельно. На этом пути Вас может ожидать ряд трудностей. Попробуем описать некоторые из них и способы их преодоления.
Итак, вам необходимо заменить масло и маслянный фильтр.
Первое, что вам необходимо – купить соответствующие запчасти, в этом деле вам поможет система подбора запчастей на нашем сайте.
Далее необходимо подготовить необходимые инструменты и оборудование. Для этой работы вам понадобится:
1. Инструмент для откручивания и закручивания маслосливной пробки. Иногда это может быть довольно замысловатый ключ.
2. Емкость для слива масла. Старайтесь подобрать ее так, чтобы ее объем был больше, чем объем масла в двигателе. Это поможет вам не разлить масло в процессе работы.
3. Ветошь. Для рук и залитых маслом окружающих поверхностей.
4. При необходимости – инструмент для снятия защиты картера, зачастую ее приходится снимать для выполнения операций по замене масла и фильтра.
5. Чистые белые бумажные салфетки.
Итак, приступим. Сначала снимаем защиту картера, если необходимо. Для этого удобно воспользоваться подъемником, ямой или эстакадой. Подставляем емкость для отработанного масла и откручиваем пробку. Ждем, пока масло стечет в емкость. После окончания процеса будет полезным промакнуть салфеткой нижнюю часть сливного отверстия на предмет наличия там твердых частиц. Бывает, что в осадке попадаются частички деталей двигателя, которые могут говорить о неисправностях в нем. и сразу закручиваем на место пробку, чтобы не забыть об этом потом. При необходимости можно заменить уплотнительное кольцо или шайбу на пробке.
Относительно отработанного масла. Несмотря на то, что у нас в стране не предусмотрено реальной ответственности за нарушение правил обращения с ним, не стоит выливать его под забор. Оно действительно очень опасно для природы. Лучше слить его в плотно закрывающуюся емкость и сдать на ближайшую СТО. Как правило, оттуда его забирают для переработки. Если такой возможности нет – оно может пригодиться для хозяйственных нужд, может не вам, а соседям или знакомым.
Далее вам нужно снять маслянный фильтр. Здесь возможны варианты – в зависимости от того, установлен ли у Вас корпусной фильтр или сменный фильтрующий элемент.
При откручивании фильтра иногда возникают трудности. Есть несколько простых способов облегчить себе задачу. Первое, самое простое, хорошо вытрите руки и фильтр от грязи и масла. В большинстве случаев сил среднего мужчины достаточно, чтобы открутить его вручную.
Если нет – есть несколько способов. Естественно, правильным было бы использовать специальный ключ-насадку для фильтров, если есть где его взять. Если нет – остаются кустарные способы.
Можно взять старый ремень (например, от генератора), сделать удавку и намотать один-два оборота на корпус фильтра, а в образовавуюся петлю вставить рычаг и провернуть. Как правило достаточно сдвинуть фильтр с места, далье он легко открутится руками.
Еще один способ – пробить корпус фильтра любым острым предметом (например, большой отверткой) и провернуть за нее. Минус такого способа – ваши руки и инстумент будут залиты грязным маслом.
Иногда также может помочь трубный ключ если в моторном отсеке дотаточно места для его применения.
Теперь приступим к сборке. Нальем в новый маслянный фильтр свежего масла и дадим ему впитаться в фильтрующую бумагу. Это ускорит подачу масла к деталям двигателя после запуска. И сразу смажем резиновое уплотнительное кольцо на фильтре – так его будет легче прикрутить и открутить при следующей замене. Кроме того, без этого уплотнительное кольцо можно повредить при закручивании.
Прикручиваем фильтр на место. Не стоит затягивать его слишком сильно, вспомним свои мучения при откручивании.
Теперь заливаем масло. Нелишним будет знать, какой объем масла должен быть в дигателе согласно спецификациям. Но не спешите наливать сразу весь указанный объем, иногда по ряду причин (например, из-за деформированного поддона) этого может оказаться много. Проверяем уровень масла по измерительному щупу, предварительно дав ему стечь в течении несколькихх минут, и доводим его до нормы. Нельзя наливать масло выше максимальной отметки, это приводит к увеличенному расходу масла, повышенному сопротивлению при вращении двигателя, выходу из строя лямбда-зонда и катализатора.
Закрываем заливную пробку, убираем рабочее место, моем руки и запускаем двигатель, лампочка давления масла гаснет в течении пары секунд после запуска, значит все в порядке. Если нет – проверьте все еще раз. Особенно уровень масла и правильность установки фильтра. Но такие случаи – большая редкость, и теперь можно наслаждаться работой двигателя на свежем масле. Кстати, не лишним будет тут же зафиксировать пробег автомобиля при замена масла, чтобы не пропустить срок следующей замены. Счастливой дороги и безпроблемной эксплуатации вашего автомобиля.
По теме
Вход в систему
Это интересно
Зимние шины: правила выбора, обзор, шины 2013, цены, фото,...
|
Выбираем подходящие покрышки для ВАЗ 2107. Автомобильные...
В соседней стране Финляндия в зимнее время категорически запрещается ездить на... |